Музейное дело, особая область культуры, включающая комплектование, учёт, хранение, охрану, изучение и использование культурного достояния народа. М. д. объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями) и музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу).
Начало М. д. в округе было положено постановлением президиума Уральского облисполкома от 9 июля 1932, утверждавшим Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей. 4 ноября 1936 окружной музей впервые открылся для посетителей.
Новый этап в развитии М. д. приходится на 70—80-е. Заметно расширилась сеть краеведческих музеев. Как музеи комплексного профиля они состоят из «обязательных» отделов: природы, истории дореволюционного прошлого, истории советского периода, этнографии.
На конец 80-х и начало 90-х приходится расцвет музеев эколого-этнографического направления, среди них: музей Природы и Человека в деревне Русскинская (директор А. П. Ярошников), эколого-этнографический музей в поселке Варьеган (директор Ю. Вэлла), хантыйско-этнографический музей г. Лянтор, региональный экологический музей в г. Мегион, этнопарк «Нумто» на р. Казым. К этому же варианту музеев-парков можно отнести и этнографический жилищно-святилищный комплекс «Торум Маа» в г. Ханты-Мансийск.
Музеи, претендующие на название экомузеев, в большей степени можно определить как архитектурно-этнографические или этнографические музеи-парки под открытым небом, имеющие те или иные особенности. Все они созданы на основе памятников народной архитектуры, вывезенных с мест бытования на определенной территории или существующих на местах их исторического возникновения в природно-ландшафтном окружении, и имеют прежде всего этнографическую ценность. Основное их отличие (по этнографическому принципу) в том, что это локальные музеи, где представлена этнография конкретного места обитания территориальной или энтографической группы, и расширенные, где отражена этнография групп народностей.
Развитие М. д. в в начале 90-х ознаменовалось открытием первого художественного музея в г. Сургут (1994) и мастерской-музея заслуженного деятеля культуры ХМАО художника Г. Райшева в г. Ханты-Мансийск (1996). В настоящее время музейная сеть представлена разнопрофильными музеями: краеведческими, историко-этнографическими, художественными и музейно-выставочными центрами. Направления деятельности музеев округа весьма разнообразны, например, переход на интегральные программы, позволяющие строить комплексную работу по изучению региона с акцентом на исследования по этноэкологии и этнопсихологии (музей г. Мегион). Поэтому Мегионский историко-этнографический музей преобразован в «Региональный историко-культурный центр». Музей г. Когалым наряду с традиционными направлениями особое внимание уделяет обмену выставками и формированию коллекции «Русское освоение Севера». Углублённое исследование русских старожилов и различных групп хантыйского населения стало одним из приоритетных направлений развития этнографического музейного комплекса г. Нижневартовск и музеев Нижневартовского района. Ханты-Мансийский окружной музей работает над воплощением проекта по интеграции музеев и подлежащих музеефикации объектов города в единый музейный комплекс. Особое внимание в округе уделяется пропаганде научно-технических достижений и успехов в нефтяной промышленности. Ведётся активная работа по подготовке концепции и проекта окружного музея геологии, нефти и газа.
Музеи округа проводят работу по комплектованию фондов, их сохранению, использованию и популяризации. Сотрудники музеев постоянно ведут исследования по истории, археологии, этнографии края, занимаются изучением искусства и народного творчества.
|