Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Библиография / Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Корепанов Гавриил Гавриилович
Корепанов Гавриил Гавриилович (1860 или 1861, село Самарово Тобольской губернии — после 1924). С 1885 — лесной объездчик по Самаровской волости. В 1901—04 принимал участие в обследовании лесов Тобольского Севера под руководством А. А....
подробнее

Корневатик
Корневатик (манс. — тар караник, хант. — кераник, лар йиныл, тары йиныл, кыр йиныл, тар йиник, ёкмын), плетёная коробка из кедрового корня или черёмухового прута круглой, прямоугольной либо квадратной формы с выпуклыми стенками и выпуклой или...
подробнее

Косарев Михаил Федорович
Косарев Михаил Федорович (1931, деревня Ярок Карасукского района Новосибирской области), историк, археолог. Окончил Томский государственный университет(1954). В 1954—59 работал в системе народного образования. Окончил аспирантуру Института...
подробнее

Костюм ритуальный
Костюм ритуальный. В традиционном обществе ханты и манси лица, исполняющие религиозные функции, имели отличительные знаки на одежде: либо детали, не свойственные одежде рядовых общинников, либо отдельные части особого костюма; полного ритуального...
подробнее

Крестные родители
Крестные родители, в церковной традиции восприемники. К. р. становятся при совершении обряда крещения, ручаясь за веру крещаемого, обязуясь наставлять его в вере и благочестии. В народной традиции К. р. получают особое ритуально-мифологическое...
подробнее

Крестовый дом
Крестовый дом, тип рубленого крупного (часто двухэтажного) дома, с несколькими отапливаемыми помещениями, примерно квадратный в плане. К. д. представлял собой большой сруб с двумя внутренними, взаимно пересекающимися стенами, образующими в плане...
подробнее

Кречмер Александр Иосифович
Кречмер Александр Иосифович (1885, г. Ковно, Литва — после 1936), краевед. Учился в ремесленном училище. На Тобольский Север сослан в 1906. В 20—30-х работал охотником, инструктором Березовского агентства «Уралпушнины» и «Омпушнины». С 1922 по 1930...
подробнее

Критика литературная
Критика литературная, освещает процессы современного литературного движения, анализируя текущие книжно-журнальные публикации. Разработаны концепции «биографической критики», «эстетической критики», «органической критики», «философской критики»,...
подробнее

Куклин Сергей Алексеевич
Куклин Сергей Алексеевич (1896—1969), охотовед, краевед. Окончил Петроградский лесной институт. Один из основоположников охотничьего хозяйства на севере Западной Сибири, зачинатель работ по реакклиматизации бобра, возглавлял экспедицию по изучению...
подробнее

Кулайская культура
Кулайская культура, культура населения лесного Приобья VI - V вв. до н.э. — II - IV вв. н.э., выделена В. Н. Чернецовым (1953), названа по культовому месту на горе Кулайка на р. Чая, левом притоке Оби. Памятники К. к. представлены городищами,...
подробнее

Культура археологическая
Культура археологическая, понимается как археологически выраженная этнокультурная или социокультурная целостность с определенным набором внешних признаков, запечатленных в специфике орудий, бытовых и культовых предметов, изобразительного искусства,...
подробнее

Культы народов
Культы народов ханты и манси весьма многочисленны и разнообразны. Особенно развиты промысловые культы, связанные с верой в особую сверхъествественную силу животных и духов-хозяев, которые дают охотнику и рыбаку добычу. С промысловым культом связаны...
подробнее

Куропачий чум
Куропачий чум (хант. — л'ощ хот), жилище, сооруженное в снегу. Им пользовались охотники и путники, которых ночь застала в дороге. Название К. ч. связано с тем, что куропатки и глухари имеют обыкновение зарываться зимой в снег. Применяются до...
подробнее

Кучиминский этап
Кучиминский этап (VIII—IX вв.) нижнеобской культуры древних ханты, выделен и охарактеризован Н. В. Федоровой, А. П. Зыковым, В. М. Морозовым, Л. М. Тереховой. К нему относятся городища Барсов Городок II/II—IV, Кучиминское—V (наиболее полно...
подробнее

Кынь Ики
Кынь Ики, дух болезней в традиционном мировоззрении ханты. Считается сыном Явым ики, которого за непослушание отец оттаскал за волосы, отчего он стал остроголовым. Изображают его из дерева в виде большой остроконечной головы. Во время болезни...
подробнее