Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Библиография / Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Песни семейно-бытовые
Песни семейно-бытовые, относятся к числу индивидуальных (Е. Шмидт), или «песен судьбы» (Б. Мункачи), или песен-биографий (И. Авдеев), или лирических (Е. Ромбандеева); у них всегда известен автор: мужчина или женщина, молодой или старик. Содержание...
подробнее

Песни-сказки
Песни-сказки. В фольклоре обских угров песенные и прозаические формы повествования находятся в состоянии скорее относительной, чем принципиальной противоположности друг другу. Разные исполнители один и тот же сюжет могут изложить в разной форме,...
подробнее

Пестов Степан Филиппович
Пестов Степан Филиппович (1901, Тобольск — 1963). Образование получил в учительской семинарии. В 1923 назначен директором Сургутской школы, одновременно преподавал географию, естествоведение, рисование, проводил физкультурные занятия, походы со...
подробнее

Печь хлебная
Печь хлебная, (манс. — нянь варне кур; нань варнэ кур; хант. — кур, кор, куор, кер, н'ан кор, нянь верте кар), уличная печь, специально устраиваемая около жилища или на месте промысла. Ставилась непосредственно на землю, на бревенчатый сруб в 2-3...
подробнее

Пища обских угров
Пища обских угров. Обские угры (ханты и манси) являются ихтиофагами. Основной пищей считается рыба, её употребляют круглогодично в сыром, варёном, вяленом, копчёном, сушёном, жареном и солёном виде. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун,...
подробнее

Платок
Платок, неотъемлемая часть женской одежды обских угров. Летом — небольшие лёгкие, обычно хлопчатобумажные П., зимой более тёплые, плотные кашемировые и шерстяные. Обские угры любят очень яркие, цветные П. с кистями. Иногда изготовляют платки сами....
подробнее

Платье женское
Платье женское (манс. — суп, хант. — ернас, нинернас), вид нательной плечевой одежды из хлопчатобумажной или других лёгких гладкокрашеных, набивных тканей. В ХХ в. рубахи различного покроя сменило платье на кокетке с присборенным станом, широкими...
подробнее

Плетение
Плетение, вид домашнего производства обских угров, включающий в себя изготовление из различных материалов вещей, широко использовавшихся в быту и хозяйственной деятельности. Из дранки, тальника, кедрового корня, черёмуховой сарги делали орудия...
подробнее

Повесть в литературе мансийской
Повесть в литературе мансийской, является основным жанром мансийской художественной прозы, представлена в творчестве М. Вахрушевой (Баландиной), Б. Чейметова (Еврина), Ю. Шесталова, А. Коньковой. П. отличается тематическим богатством и поэтическим...
подробнее

Повесть в литературе хантыйской
Повесть в литературе хантыйской, наиболее удобная жанровая модель эстетического завершения мира и человека для прозаиков коренных народов Западной Сибири. Она пластична и генетически связана с древними образцами устного и письменного повествования,...
подробнее

Погребальные сооружения
Погребальные сооружения на обско-угорском кладбище чаще всего делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях (крытой берестой и поверх неё бревешками или жердями либо...
подробнее

Погребальный обряд
Погребальный обряд у ханты и манси состоит из нескольких циклов: предпохоронные обряды, похоронные и поминальные. Раньше хоронили в день смерти или на следующий день, позднее — через 2-3 дня, под влиянием христианства — на 3-й день. До похорон...
подробнее

Полуземлянка
Полуземлянка, углублённое в землю жилище. У ханты — распространённая форма зимнего жилища в ХVIII — середине ХХ вв. (у манси — редкая фиксация). П. были каркасными и срубными. В каркасной П. остов-каркас состоял из различного числа (4-6-8-12)...
подробнее

Полымьятский тип памятников
Полымьятский тип памятников, памятники эпохи бронзы, датируемые второй — началом третьей четверти II тыс. до н.э., расположенные в бассейне р. Конда, выделены и исследованы С. Ф. Кокшаровым. Известны сезонные промысловые лагеря (Геологическое-VII,...
подробнее

Поминки
Поминки обские угры устраивали в разные сроки. Во время похорон проводили П. — проводы умершего. На Казыме дважды накрывали стол: до погребения и после, первый назывался «встречным», второй — «прощальным». Около изголовья умершего ставили рюмку и...
подробнее