Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Коллекция фонда поколений. Иконопись
1 2 3
Рубрикатор / Музейные коллекции/Художественная галерея Фонда поколений

Коллекция фонда поколений. Иконопись

«…Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба твоего, и руки его направи…». Это слова из молитвы, которую следовало прочесть изографу (иконописцу), перед тем, как приступить к работе. Считалось, что только праведный человек может писать святой образ. Стремясь к чистоте душевной, художник обязан был и хорошо владеть ремеслом. Царь Алексей Михайлович даже издал в 1668 году указ о запрете «на неискусное иконное художество».

В XIX веке древнерусское искусство было незаслуженно забыто, профессиональные живописцы относились к нему с пренебрежением. Более того – старинные иконы нередко уничтожались. И только на рубеже XIX-XX веков возродился интерес к этому колоссальному слою отечественной культуры.

Экспозиция Художественной галереи Фонда поколений позволяет проследить развитие иконописания в XV – XIX вв., а также ознакомиться с отдельными художественными школами: Ярославской, Новгородской, Вологодской, иконописными центрами Владимиро-Суздальского края. Сюжеты икон включают евангельские сказания, изображения святых и мучеников, богородичную тематику.

Настоящей жемчужиной собрания является «Чудо Св. Георгия о змие» кон. XV в., где мы видим простую и ясную композицию, характерную для Новгородской школы. Георгий запечатлен в момент яростной схватки с чудовищем – один из любимых образов новгородских мастеров, воплощение народного идеала воинской доблести.
Победоносец восседает на вороном коне, что встречается крайне редко – нам известно всего несколько подобных икон. В галерее Фонда поколений имеется еще два изображения этого святого: «Георгий в житии» (с клеймами) XVI в. из Ростова и «Чудо св. Георгия о змие» XVII в. (Поволжье).

Самый, пожалуй, популярный на Руси святой Николай Чудотворец представлен двумя канонами: «Николай Мирликийский» (с Евангелием) и «Никола Можайский» (с мечом в правой руке и градом Можайском в левой). «Св. Николай в житии» (кон. XVI – нач. XVII вв.) – поясной образ, древнейший и наиболее распространенный. Клейма рассказывают о чудесах святого. Житийные иконы св. Николая известны на Руси с XIII – XIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах.

Очень хорошо представлена иконография Богоматери: Одигитрия Смоленская, Одигитрия Шуйско-Смоленская, Богоматерь Грузинская, Неопалимая Купина, Умиление Владимирская. Из них можно особо выделить «Одигитрию Смоленскую» XVI века (Поволжье). Этот канон восходит к изображению Девы Марии, сделанному, по преданию, апостолом Лукой и установленному в храме Одигон в Греции. Смоленская икона Богоматери всегда особенно почиталась на Руси. Шестнадцать списков с нее прославлены чудотворением в разных городах и монастырях.

Не менее интересна икона «Покров Богородицы» (II пол. XVII в., Русский Север), с ее сдержанным колоритом, обычным для «северных писем» - там преобладают плотные желтые, коричневые, синие и зеленые тона, не имеющие новгородской «звонкости» цвета. Сюжет трактуется как знак особого покровительства Девы Марии русскому православному народу. Северным иконам бывает свойственна некоторая упрощенность живописных приемов, но в данном случае мы видим пример весьма искусного исполнения.

«Богоматерь Неопалимая Купина» (кон. XVIII в.), считавшаяся в народе защитницей от пожаров, относится к ярославской школе иконописания, переживавшей в XVII – XVIII вв. период расцвета. Ярославские мастера придерживались свободной трактовки сюжета. Изображения, насыщенные мелкими фигурками и архитектурными деталями, напоминали иногда декоративное панно с прихотливым узором.

В экспозиции есть две иконы Богоматери Умиление Владимирской, где младенец Христос нежно прижимается щекой к щеке своей матери. Обе иконы выполнены в XIX в. во Мстере, крупном иконописном центре. Иконопись Мстеры создавалась старообрядцами, которые не приняли новогреческую манеру письма. У мстерцев было очень развито чувство стиля, а их живописи неизменно присущ тонкий, изысканный колорит.

Довольно много в коллекции икон вологодской школы с их конкретностью, определенностью образа и свободным повествованием библейских сюжетов. Самым значительным из них является «Страшный Суд» (кон.XVII – нач.XVIII вв.). Здесь представлены несколько сцен, выражающих идею спасения. Такое изображение с XII в. можно было увидеть на западной стене храма, напротив алтаря. А возле алтаря, в центре иконостаса, помещались «Царские врата». Царские врата существовали со времени устройства первоначальных алтарных преград и символизировали собой врата рая. Для работы над ними приглашались самые искусные изографы. «Царские врата» из Ханты-Мансийского собрания были созданы в XVII веке в одном из городов Верхнего Поволжья (Ярославле?). На это указывает архитектурный фон в сцене Благовещения и в клеймах с изображениями евангелистов.

В иконописном искусстве XVII – XIX вв. в темперную живопись внедряется масляная. Традиционные иконографические каноны наполняются новым содержанием. Заметно влияние западноевропейского искусства. Наблюдается светотеневая моделировка, тяготение к трехмерности. Реалистический пейзаж сочетается с позолоченными чеканными каймами и венцами. В костюме, одежде видны элементы барокко. Такие иконы получили название «фряжских». В XIX в. обостряется противостояние между сторонниками «фряжского» стиля и приверженцами старых канонов. Первые утверждали, что написанные реалистично святые ближе к людям, а вторые возражали, что в этом случае в них «меньше святости». «Вознесение Христово» (II пол. XIX в., Ярославль) как раз является примером «нового» иконописания.

Произведения мастеров-изографов, по большей части безымянных, оцениваются сегодня по достоинству во всем мире. Русскими иконами восхищались Гете, Матисс и другие деятели культуры. Экспозиция Ханты-Мансийской галереи дает возможность познакомиться с целым рядом произведений иконописи из разных уголков России.
Источники
Художественная Галерея Фонда поколений
География
Ханты-Мансийск г./Мира ул.
Упоминается в статьях
«Вознесение Христово». Из коллекции фонда поколений
«Восемь литых медных образков в окладе». Из коллекции фонда поколений
«Воскресение - Сошествие во ад с двенадцатью клеймами». Из коллекции фонда поколений
«Воскресение - Сошествие во ад с шестьюдесятью четырьмя клеймами избранных святых, праздников и икон Богоматери». Из коллекции фонда поколений
«Воскресение - Сошествие во ад». Из коллекции фонда поколений
«Встреча у Золотых ворот (Зачатие св. праведницы Анны)». Из коллекции фонда поколений
«Огненное восхождение пророка Илии». Из коллекции фонда поколений
«Покров Богородицы». Из коллекции фонда поколений
«Пророк Аввакум». Из коллекции фонда поколений
«Пророк Гедеон и Рождество Христово». Из коллекции фонда поколений
«Пророк Иезекииль и Распятие». Из коллекции фонда поколений
«Пророк Илия в пещере». Из коллекции фонда поколений
«Распятие со сценами Страстного цикла». Из коллекции фонда поколений
«Рождество Богородицы». Из коллекции фонда поколений
«Св. Антипа». Из коллекции фонда поколений
1 2 3