Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Коллекция фонда поколений. Живопись
1 2 3 4 5 6 7
Рубрикатор / Музейные коллекции/Художественная галерея Фонда поколений

Коллекция фонда поколений. Живопись

«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую» - слова, которые Петр I повелел вырезать на печати в свою первую поездку за границу. «Хорошо перенимать у французов науки и художества, и я бы хотел видеть это у себя…» - из письма Петра 1717 года. Петр I начал отправлять людей за границу – учиться наукам, ремеслу и искусствам. Одновременно приглашались и иностранные мастера. И, хотя в XVII столетии уже появился намек на светскую живопись (парсуны), настоящее свое развитие она получила лишь в петровскую эпоху.

В собрании есть два живописных произведения XVIII века: «Портрет С. В. Гагарина» (1760-1770-е гг.) кисти Федора Степановича Рокотова и «Петр Великий» работы неизвестного художника. Рокотов происходил из крепостных крестьян князей Репниных. Неизвестно, кто был его учителем, но с 1757 г., после успешного выполнения мозаичного изображения Елизаветы Петровны, художник стал получать заказы при дворе. Современники восхищались тем, что он мог дать законченную характеристику модели в течение трех сеансов («по троекратном действии»). Камерному портрету князя Сергея Васильевича Гагарина – действительного камергера, сенатора, опекуна Воспитательного дома – свойственна сложнейшая светотеневая лепка и тонкие цветовые нюансы. Антураж отсутствует, поэтому все внимание привлечено к лицу мужчины. Портрет является, возможно, подготовительным к большому, парадному.

В XVIII в. широко практиковалось повторение признанных «каноническими» изображений, к которым относится и поколенный портрет Петра Великого (работы Ж.-М. Натье); вариант этого произведения находится в Ханты-Мансийской галерее. Неизвестный художник тщательно воспроизвел доспехи, булавку для галстука, орден Андрея Первозванного - сделав, правда, портрет погрудным.

В I половине XIX века возросла общественная роль художника, его право на свободу творчества. Академия художеств способствовала развитию новых жанров, в том числе и пейзажа. Особенно характерен для этой эпохи романтический пейзаж, типичным примером которого является «Итальянский вид» (1830 – 1840-е гг.) графа А. Н. Мордвинова. «Вид набережной у Академии художеств» (1830-е гг.) С. Ф. Галактионова представляет собой пример пейзажа академического, классического. Галактионов, будучи в первую очередь графиком, оставил не слишком много живописных произведений. Тем интереснее для нас «Вид набережной…» - выверенный, безупречный с точки зрения рисунка, но суховатый в колористическом отношении.

Наряду с пейзажем в первой пол. XIX века становится очень популярным жанр портрета, с образцами которого посетители могут ознакомиться в Ханты-Мансийской галерее. Наиболее известные художники того времени – Орест Кипренский и Василий Тропинин. Орест Кипренский, представитель отечественного романтического портрета, подолгу жил в Италии, восхищаясь творчеством титанов Возрождения и ласковой южной природой. «Старик» (1820-1830-е гг., х., м.) относится, вероятно, как раз к итальянскому периоду в его творчестве. Выразительное лицо, очень живые глаза, темный нейтральный фон – все это вызывает в памяти картины старых мастеров. Кипренский стал одним из немногих русских мастеров, кто удостоился чести написать автопортрет для флорентийской галереи Уффици.

Василий Тропинин, приверженец сентиментального искусства, оставил нам множество прелестных женских образов – «Кружевница», «Золотошвейка»… В экспозиции картинной галереи Ханты-Мансийска можно увидеть еще один жанровый портрет Тропинина «Дама за прошивками» (1840-е гг., х., м.). В его моделях подкупает простота, безыскусность и достоверность деталей.

Во второй половине девятнадцатого века русское искусство переживает свой расцвет. Возникает множество новых имен. Но при этом многих перестает устраивать официальная политика Академии художеств, с ее приверженностью античной классике и игнорированием современности. Академия остается центром творческой жизни страны, но в России уже начинает формироваться новая школа реалистического искусства. Художники затрагивают более выразительно и широко жизнь обыкновенного человека.

В 1870 году в Петербурге было основано Товарищество передвижных художественных выставок, с которым связаны имена большинства русских художников – Репина, Шишкина, Крамского, Ге, Саврасова, братьев Маковских, Ярошенко. Именно этот период представлен в Ханты-Мансийской галерее особенно полно: пейзаж, портрет, историческая картина, жанровая живопись. Жанр портрета во второй половине века был очень популярен, и крупнейшие художники стремились запечатлеть лица своих современников. Ярчайший представитель русского реалистического искусства И. Е. Репин создал множество замечательных портретов видных деятелей культуры и политики, а также своих знакомых и членов семьи. «Портрет дочери Веры» (1895 г.) выполнен углем на холсте, т. е. в технике, которую многие считали вспомогательной. Репин являлся непревзойденным рисовальщиком, современники вспоминали, что в качестве карандаша он мог использовать даже окурок. Любимая дочь художника изображена за книгой, в спокойной и непринужденной обстановке.

Этот портрет нельзя назвать парадным, в отличие от «Свояченицы» К. Е. Маковского. Маковский, начинавший свой творческий путь вместе с передвижниками, стал затем модным салонным художником. Многие аристократы стремились иметь дома портрет его работы. Он, виртуозно владея кистью, выписывал шелк, кружево, бархат, украшения… Все без исключения женщины получались у него красавицами. «Портрет свояченицы» (Е. П. Летковой (1779 г.)) не исключение – прямо на зрителя с легкой улыбкой смотрит молодая привлекательная девушка, одетая в модное платье. Другим представителем салонной живописи был академик Г. И. Семирадский, автор множества эффектных картин на сюжеты из античности и раннего христианства. «Две фигуры у статуи сфинкса» (1870-е гг.) – этюд к картине «Факелы Нерона» - и «Портрет римлянки» (1890 г.) достаточно типичны для этого художника.

В это время широко распространились исторические картины, изображающие эпизоды из русской истории, и в фондах Ханты-Мансийской галереи есть несколько таких работ: «Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николы Салоса» (1877) И. А. Пелевина (где царь изображен в келье известного псковского юродивого, убедившего его покинуть город), «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1876) Н. В. Неврева (беглый монах Григорий
Отрепьев просит помощи у польского магната), «Боярин с кубком» К. Е. Маковского. «Боярин с кубком» является подготовительным этюдом к большому полотну «Боярская свадьба в XVII столетии» (находится в Вашингтоне). Художник запечатлел здесь своего современника князя Вяземского.

Профессор императорской академии художеств Н. Н. Ге, один из основателей Товарищества передвижников, автор большого евангельского цикла, очень нетрадиционно подошел к этой теме. Все персонажи – прежде всего люди, сомневающиеся и страдающие. Эскиз «Иуда», принадлежащий собранию ФП, помимо своей психологической напряженности, отличается выразительным колоритом.
О новаторской роли художников-передвижников в утверждении национальной темы в пейзаже свидетельствуют работы И. И. Шишкина, Левитана, Саврасова, Каменева.

И. И. Шишкин, которого современники называли «богатырем русского леса», стал настоящим символом отечественного пейзажа, многократно запечатлев могучие дубы и стройные сосны. «Солнечному дню в лесу» (1880-е гг.) свойственно восхищение родной природой и пристальное внимание к мелочам. В экспозиции представлено небольшое произведение молодого талантливого художника Ф. Васильева – тонкого и лиричного живописца, ученика Шишкина – «Перед грозой» (1868). Мотив грозы – один из любимых у Васильева.

В «Сельском виде» (1880-е) А. К. Саврасова мы наблюдаем присущее ему трепетное отношение к окружающему миру. В отличие от лирических пейзажей Васильева и Саврасова, «Родина» (1892 г.) Н. Н. Дубовского являет собой пример пейзажа эпического. Художник неоднократно обращался к этой теме, желая создать масштабное полотно с изображением российских просторов.
Во многих странах мира еще при жизни стал знаменит выдающийся маринист И. К. Айвазовский, академик живописи, почетный член российской, римской, флорентийской и амстердамской Академий художеств. В фондах галереи имеются две его работы – «Приморский вид» (1850-60-е гг.) и «Ночной Константинополь» (1886 г.). С Константинополем (Стамбулом) Айвазовского многое связывало – он часто там бывал и даже написал серию полотен по заказу турецкого султана. Камерный пейзаж из собрания Фонда поколений завораживает своей таинственностью и является одной из жемчужин коллекции.

В Ханты-Мансийской галерее посетители могут ознакомиться с произведениями лучших художников того времени – академистов и реалистов, мастеров портрета и пейзажа. На рубеже XIX – XX веков сложился стиль, получивший название «модерн». В живописи он проявил себя пристрастием к иносказаниям, сложной символикой образов. Появление модерна не означало, что идеи передвижников умерли к концу века. В 1890-х гг. продолжает развиваться жанровая тема, художники работают над портретом и отечественным пейзажем. Но в 1894 году свершившимся фактом стало примирение Товарищества передвижных выставок со старым противником – Академией художеств. Высшие художественные мастерские в реформированной Академии возглавили Репин, Шишкин, Куинджи. В начале XX века одновременно существовали несколько художественных объединений: «Мир искусства» (с 1898 г.) и «Союз русских художников» (с 1903 г.) – они были тогда самыми влиятельными творческими организациями. «Миром искусства» назывался журнал, под этим же названием устраивались выставки.

Л. С. Бакст являлся одним из инициаторов создания «Мира искусства». Этот талантливый художник, получивший всемирную известность благодаря своим театральным эскизам, представлен в Ханты-Мансийской галерее портретом «Дамы в кресле» (1900-е гг.). Здесь, по одной из гипотез, изображена французская актриса М. Жоссе, в которую Бакст был влюблен. За внешней невозмутимостью сидящей женщины угадывается недюжинный характер.

Б. М. Кустодиев принадлежал к младшим участникам «Мира искусства». Его особенно вдохновлял красочный патриархальный народный быт в его национальной неповторимости. В собрании Фонда поколений есть несколько произведений Кустодиева. Каждое из них по-своему характеризует творчество этого художника. Пейзаж-картина «Весна», выполненный в нежных пастельных тонах, столь любимых художником, позволяет заглянуть в типичный старый провинциальный городок центральной России. Картина «Воскресное гуляние на Волге» (1920 г.) связана с пьесой А. Н. Островского «Гроза» и дает представление о типичном «купеческом» Кустодиеве, каким его знала и любила публика. Подчеркнутая декоративность вызывает ассоциации с народным искусством.

Современник Кустодиева А. Е. Архипов также обращался к изображению народных типов. В картине «Крестьянка» (1900-е гг.) мы видим искреннее восхищение мощью и силой образа. Это особый тип произведения, который можно назвать картиной-этюдом, где большие размеры полотна сочетаются со свободной, эскизной манерой письма. «Союз русских художников» официально оформился в 1903 году. В числе его основателей были Серов, Нестеров, Виноградов, А. Васнецов. В состав входили Жуковский, Малявин, Туржанский, Бродский, а лидером считался К. А. Коровин.

Ханты-Мансийскому собранию принадлежит несколько работ Коровина. Из них особо стоит отметить полотно «Заря» (1910-е гг.), напоминающее по замыслу и композиции известную «Северную идиллию» (1886 г.). «Заря» экспонировалась на выставке 1914 года. Для этой работы, написанной в импрессионистической манере, характерна свойственная Коровину эмоциональность. Стиль «модерн», распространившийся на рубеже XIX-XX веков в костюме, архитектуре и живописи, ярко проявился в «Сказке» (1911г.) И. И. Бродского, ученика И. Е. Репина. У него часто встречаются пейзажные мотивы с тонким графическим рисунком. Он любил писать узор ветвей и стволов деревьев на фоне неба.

И в «Сказке» мы видим все то же прихотливое переплетение цветов, фруктов и листьев, куда очень органично вписываются два павлина. «Сказка» известна в двух вариантах и была задумана художником как обобщенный образ природы Италии. В стилистике модерна выполнен и «Автопортрет с женой и дочерью» Ф.А.Малявина (1910), являющийся одной из жемчужин коллекции. «Автопортрет» немало попутешествовал по свету после эмиграции Ф. А. Малявина в 1922 году. Полотно побывало и в Прибалтике, и во Франции, и в Англии. Какое-то время его точное местонахождение было не известно. Наконец, по прошествии многих десятилетий, оно вернулось в Россию и экспонируется теперь в Художественной галерее Фонда поколений. Этот парадный портрет раскрывает привычного нам «крестьянского Малявина» совершенно с новой стороны.

Всего в собрании насчитывается более 100 живописных полотен, и каждое из них достойно находиться в ведущих музеях страны.
Источники
Художественная Галерея Фонда поколений
География
Ханты-Мансийск г./Мира ул.
Упоминается в статьях
Васнецов Виктор Михайлович. «Микула Селянинович». Из коллекции фонда поколений
Васнецов Виктор Михайлович. «Сказка». Из коллекции фонда поколений
Верещагин Василий Васильевич. «После боя». Из коллекции фонда поколений
Верещагин Петр Петрович. «Крым». Из коллекции фонда поколений
Виноградов Сергей Арсеньевич. «С борзыми едут». Из коллекции фонда поколений
Галактионов Степан Филиппович. «Вид набережной у Академии художеств». Из коллекции фонда поколений
Ге Николай Николаевич. «Иуда». Из коллекции фонда поколений
Ге Николай Николаевич. «Портрет молодого человека». Из коллекции фонда поколений
Гине Александр Васильевич. «Берег моря». Из коллекции фонда поколений
Горбатов Константин Иванович. «Псков». Из коллекции фонда поколений
Гофман Александр Эмильевич. «Насмешница». Из коллекции фонда поколений
Дестунис Георгий Спиридонович. «Выезд пожарной команды». Из коллекции фонда поколений
Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции фонда поколений
Жуковский Станислав Юлианович. «Весна в лесу». Из коллекции фонда поколений
Жуковский Станислав Юлианович. «Забытое прошлое. Руины». Из коллекции фонда поколений
1 2 3 4 5 6 7