Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Коллекция фонда поколений. Печатная графика
1 2 3 4
Рубрикатор / Музейные коллекции/Художественная галерея Фонда поколений

Коллекция фонда поколений. Печатная графика

Традиция русского гравировального искусства восходит к мастерам Оружейной палаты Московского Кремля XVII в. и активно развивается в петровское время. Это гравюры, которые принято называть оригинальными: то есть они не воспроизводили известные живописные оригиналы, а были созданы только и именно как гравюры. В 1759 г. при Академии художеств был открыт гравировальный класс. Преподавал там Г.-Ф. Шмидт, исполнивший многие портреты и воспитавший замечательных русских мастеров. Главное имя среди них - Е.П. Чемесов. В 1799 г. был создан граверно-ландшафтный класс.


Собрание располагает сравнительно небольшим разделом печатной графики, однако в нем находятся заслуживающие внимания экспонаты. Прежде всего это и зрелищная, и интересная в историческом аспекте ксилография М. Петерле «Посольство князя З.И. Сугорского на Регенсбургском Сейме 8 июля 1576 года». Из имеющихся портретов самым ранним листом является гравюра Сарториуса «Портрет Великого князя Московского Михаила Федоровича». Кроме исторических сюжетов в собрании есть листы из серий видовых панорам городов, в том числе виды сибирских городов. Значительный интерес представляет прижизненное издание офортов И.И. Шишкина. В собрании можно увидеть ксилографию, гравюру резцом и пунктиром, офорт, литографию, редкую технику акватинты и произведения, выполненные в других техниках печатной графики.

С 1816 г. начинает свое развитие литография, издаются большие серии портретов и видов российских городов. В создании видовых эстампов середины XIX в. видное место занимали иностранцы, ведущим издателем был дом Д. Дациаро.

Из оригинальных гравюр значительны работы Общества русских аквафортистов, основанного в 1871 г. Его членом был И.И. Шишкин.

Наиболее талантливый и плодовитый гравер конца XIX в. — В.В. Матэ, автор портретов и репродукций знаменитых картин (репродукционная гравюра). Он стал учителем следующего поколения русских художников, занимавшихся оригинальным эстампом.

Говоря о XX в., нужно отметить дальнейшее развитие гравировального искусства и разработку новых техник. С 1909 г. в России появляется монотипия, родоначальницей и самым крупным мастером которой является Е.С. Кругликова.

В советское время были очень распространены и знамениты литографии А.Ф. Пахомова, это довоенные серии «Дворец пионеров», «Артек».

Гравюра как вид искусства развивалась в России, стремясь быть доступной широким слоям населения. К середине XX в. она в основном использовалась для иллюстраций и массово тиражировалась. Развивалась также и техника: экспериментально создавались новые методы, позволяющие давать новую фактуру оттиска. Современные технологии печати освободили гравюру от тиражности и массовости и вновь превратили ее в элитарный вид искусства.
Источники
Художественная Галерея Фонда поколений
География
Ханты-Мансийск г./Мира ул.
Упоминается в статьях
Сарториус Иоганн Кристиан (работал в 1680–1730-е гг.) «Портрет великого князя Московского Михаила Федоровича Романова». Из коллекции фонда поколений
Федосеев Елисей. «Вид города Енисейска». Из коллекции фонда поколений
Челнаков Никита Федорович. «Вид города Селенгинска». Из коллекции фонда поколений
Чемесов Евграф Петрович. «Вид Царскосельского дворца». Из коллекции фонда поколений
Чемесов Евграф Петрович. «Портрет императрицы Екатерины II». Из коллекции фонда поколений
Шевалье Ф. «Портрет детей семьи Ольденбургских». Из коллекции фонда поколений
Шишкин Иван Иванович. «Папка с офортами». Из коллекции фонда поколений
Шмидт Георг Фридрих. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Из коллекции фонда поколений
1 2 3 4