Традиция русского гравировального искусства восходит к мастерам Оружейной палаты Московского Кремля XVII в. и активно развивается в петровское время. Это гравюры, которые принято называть оригинальными: то есть они не воспроизводили известные живописные оригиналы, а были созданы только и именно как гравюры. В 1759 г. при Академии художеств был открыт гравировальный класс. Преподавал там Г.-Ф. Шмидт, исполнивший многие портреты и воспитавший замечательных русских мастеров. Главное имя среди них - Е.П. Чемесов. В 1799 г. был создан граверно-ландшафтный класс.
Собрание располагает сравнительно небольшим разделом печатной графики, однако в нем находятся заслуживающие внимания экспонаты. Прежде всего это и зрелищная, и интересная в историческом аспекте ксилография М. Петерле «Посольство князя З.И. Сугорского на Регенсбургском Сейме 8 июля 1576 года». Из имеющихся портретов самым ранним листом является гравюра Сарториуса «Портрет Великого князя Московского Михаила Федоровича». Кроме исторических сюжетов в собрании есть листы из серий видовых панорам городов, в том числе виды сибирских городов. Значительный интерес представляет прижизненное издание офортов И.И. Шишкина. В собрании можно увидеть ксилографию, гравюру резцом и пунктиром, офорт, литографию, редкую технику акватинты и произведения, выполненные в других техниках печатной графики.
С 1816 г. начинает свое развитие литография, издаются большие серии портретов и видов российских городов. В создании видовых эстампов середины XIX в. видное место занимали иностранцы, ведущим издателем был дом Д. Дациаро.
Из оригинальных гравюр значительны работы Общества русских аквафортистов, основанного в 1871 г. Его членом был И.И. Шишкин.
Наиболее талантливый и плодовитый гравер конца XIX в. — В.В. Матэ, автор портретов и репродукций знаменитых картин (репродукционная гравюра). Он стал учителем следующего поколения русских художников, занимавшихся оригинальным эстампом.
Говоря о XX в., нужно отметить дальнейшее развитие гравировального искусства и разработку новых техник. С 1909 г. в России появляется монотипия, родоначальницей и самым крупным мастером которой является Е.С. Кругликова.
В советское время были очень распространены и знамениты литографии А.Ф. Пахомова, это довоенные серии «Дворец пионеров», «Артек».
Гравюра как вид искусства развивалась в России, стремясь быть доступной широким слоям населения. К середине XX в. она в основном использовалась для иллюстраций и массово тиражировалась. Развивалась также и техника: экспериментально создавались новые методы, позволяющие давать новую фактуру оттиска. Современные технологии печати освободили гравюру от тиражности и массовости и вновь превратили ее в элитарный вид искусства.
|