В разделе русского декоративно-прикладного искусства художественной галереи в основном представлено косторезное искусство двух ведущих центров России: Архангельска и Тобольска. Здесь собраны изделия традиционного народного художественного промысла XVIII–XX вв.: ларцы, шкатулки, плакетки, косторезные иконы, мелкая пластика. В Архангельской губернии, в селе Холмогоры и в близлежащих деревнях (Матигоры, Ровдино, Куростров, Ухтостров), резьбой по кости – «рабьему зубу» – занимались потомственные резчики, соблюдавшие стилистические традиции орнаментики, идущие из глубины веков. Издревле Холмогоры славились своими промыслами. Много веков в Холмогорах существует промысел художественной резьбы по кости. Еще указом царя Алексея Михайловича отсюда выписывались мастера для украшения Оружейной палаты Московского Кремля, которые выполняли самые различные изделия для царского двора. Больших и малых размеров ларцы составляли главную часть заказных вещей. Обычно это были сундучки с четырехскатной крышкой. Делались и более простые коробочки с ровным верхом. Их деревянный корпус оклеивался костяными пластинами моржовой кости или цевки.
Часть пластин окрашивалась в зеленый цвет, чередуясь с белыми пластинами, они образовывали декоративный ритм, оживляющий объем коробочки. На пластины наносился гравированный орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком посередине (отсюда и идет название "глазковый орнамент"). Украшались пластины и растительным орнаментом из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивался. Зеленый, красный, черный цвета создавали необходимые контрасты с цветом чистой кости и одновременно связывали ее с окрашенными пластинами. В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из официальных стилей барокко и рококо.
Так украшены шкатулки XVIII века из собрания галереи. Очень интересен кабинетец – комодик (1770–1780-е гг.), облицованный по деревянной основе костяными резными и гравированными пластинами с изображениями оленей, птиц, женских и мужских фигурок, путти. Они размещены в обрамлении прорезного ажурного орнамента с подложкой из слюды и латунной фольги. Внутри имеются многочисленные полочки, выдвижные ящички и даже тайник. Внешние створки бюро закрываются на медные замочки. Комодик довольно крупный по размеру, высота его составляет 71 сантиметр. Подобных вещей сохранилось немного, и это изделие является уникальным произведением косторезного искусства и имеет большую историческую ценность. Хорошо сохранилось.
В Художественной галерее Фонда поколений представлен довольно широкий диапазон изделий – от ларцов XVIII века до произведений современных мастеров: Владимира Хабарова, Сергея Лохова, Валентина Лохова, Михаила Богомолова. Все они бережно сохраняют и развивают традиции холмогорского промысла.
Изделия Тобольской резной кости известны с начала XVIII века, в 1721 году сюда были сосланы пленные шведские офицеры, которые занялись в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости. В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе уже работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой». Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становится промыслом. В 1960 на базе артели «Тобольский косторез» (основана в 1930-х гг.) создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий.
Главным для тобольской резьбы по кости стало искусство коренных народов, проживающих на Югорской земле. Миниатюрная пластика своим происхождением обязана культовым фигуркам, имеющим ритуальное охранительное значение у древних народов. В XX в. многие холмогорские мастера волею судеб оказались в Тобольске (Г.Г. Кривошеин, Г.А. Хазов и др.) и привнесли в художественный промысел новые структурные элементы, не нарушая при этом самобытности местного стиля.
Определяющей композиционной схемой в 1950-1970-е гг. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.
В настоящее время косторезная фабрика выпускает широкий диапазон художественных изделий: от дорогостоящих изделий из мамонтовой кости до относительно дешевых из простой цевки и рога лося. В Художественной галерее Фонда поколений представлены работы таких значительных тобольских мастеров, как Геннадий Кривошеин и Гавриил Хазов.
|