Нарсь-юх
Родственный мансийскому сангквылтапу трех- пятиструнный музыкальный инструмент, название которого означает «играющее дерево». Корпус нарсь-юха длинной около 1 метра выдалбливается в форме плоской лодки из ели. Один конец корпуса заострен, а другой раздвоен и имеет поперечную перекладину для верхнего крепления струн. Дека с резонаторным отверстием крестообразной формы, на ней устанавливается одна или две довольно высокие подставки. Струны из оленьих кишок или сухожилий, пропитанных рыбьим клеем; иногда используется латунные. Одним концом их привязывают к жильной или веревочной петле, накинутой на острый конец корпуса, другим — наматывают на перекладину при помощи маленьких деревянных «барашков». Вращая «барашек» вокруг перекладины, достигают нужного натяжения струны. На более поздних экземплярах можно встретить и обычные деревянные вращающиеся колки. Звук извлекается пальцами, но иногда применяется плектр в виде маленькой плоской дощечки. Нарсь-юх - наиболее используемый инструмент в наше время.
Сангквылтап Этот инструмент оригинальной формы, напоминающий плоскодонную лодку, носу которой соответствует нижний конец инструмента, более других привлекал внимание, чаще попадал в руки собирателей. Корпус выдалбливается из цельной еловой плахи, закрыт наклеенной декой. Этот конец может быть более острым или округлым, но почти всегда с выступом. Противоположный верхний конец корпуса раздвоен за счет овального или треугольного выреза и соединен перемычкой. На деке может прорезаться крестообразное резонансное отверстие. Струны (от 3 до 5) из оленьих сухожилий, пропитанных клеем, оленьих кишок или медной проволоки наматываются на поперечину с помощью деревянных шпеньков или птичьих косточек; вращая их, достигали нужного натяжения. Пройдя вдоль всей деки, струны соединяются в узел, крепятся к петле из кишок или толстой веревки, натянутой на выступ конца инструмента.
Размеры инструментов различные: от крупных, достигающих 130 см длиной и 30 см шириной, до 65 см длиной и 15 см шириной. Более всего популярны были инструменты до 100 см длиной и 17-19 см шириной. В маленьких инструментах выступа на переднем конце может не быть, петля тогда проходит через просверленное здесь сквозное отверстие. Обычно на сангквылтапе играют мужчины. Играют сидя, держа инструмент перед собой в наклоненном положении.
Тор-сапал-юх Многострунный щипковый инструмент типа ручной арфы. Своим внешним видом он напоминает птицу с вытянутой шеей ("тор-сапал-юх" в переводе обозначает «журавлиная шея деревянная»).
Корпус его деревянный, долбленный, длиной около 70-90 см, выдалбливается либо сверху, либо снизу. Открытая сторона закрывается деревянной декой. Щели иногда заклеиваются полосками кожи налима. Один из концов корпуса загибается вверх и переходит в шейку. Конец шейки специально оформляется в виде «головы» птицы. На верхней деке имеются два и более резонаторных отверстия. Посредине верхней деки, вдоль которой расположена деревянная планка, к которой крепятся струны - "тан" - обычно медные. Натягиваются они наклонно между шейкой и корпусом при помощи вращающихся колков. Число струн различно, чаще всего 8. Настраиваются они по мажорной диатонической гамме. Для прочности концы корпуса шейки соединяют планкой, иногда чуть изогнутой – «кис», за которую берут инструмент. При игре тор-сапал-юх кладется на правую ногу под правую руку, играют левой рукой, а большим пальцем правой все время задевают за одну из двух нижних струн. Звук его напоминает гусли.
Играют па инструменте главным образом мужчины. Его применяют для сольного исполнения песен и для аккомпанемента певцу, сопровождают былины и национальные пляски, переходящие иногда в своеобразное театральное представление.
Тумран Тумран – губной язычково-щипковый инструмент. Изготовляется из расщепленной кости задней ноги или лопатки оленя. Тумран представляет собой узкую пластинку до 10-15 см длиной, 1,5-3 см шириной, с прорезанным внутри тонким «язычком» и привязанной к его основанию жильной нитью. На нем играют как женщины, так и мужчины. Звук извлекается с помощью дыхания и движения резонирующего «язычка», приводимого в действие с помощью веревочки.
На тумране играть довольно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильные колебания язычка и владеть особой техникой дыхания.
Турман был распространен в основном у восточных и приобских хантов. Несмотря на крайне ограниченные музыкально-исполнительские возможности, он необычайно широко распространен не только в Сибири, но и далеко за ее пределами, в различных частях света среди народов, не имевших между собой никакого общения.
Нэмэн-юх Струнный смычковый инструмент с грушевидным корпусом и шейкой. Его длина составляет около 60 см, шейка – 30 см, ширина корпуса около 14 см. Корпус долбленый, обычно с небольшими овальными резонаторными отверстиями или одно в виде креста. Струна одна из конского волоса или сухожилия лося (оленя). Верхний ее конец притянут около колка к шейке перевязкой из сухожилия, которая натягивается особым колышком.
Смычок или нерне ют – «лук для играния» в виде полого лука. Один из его концов переходит в четырехгранную ручку. Волос смычка натирается смолой, кусочек которой обычно приклеивается к задней стороне корпуса инструмента. Иногда для этой цели берется кусок коры с наплывом из смолы.
Играют на инструменте сидя, опирая нижний конец инструмента на правую ногу выше колена. Инструмент рассчитан на камерное исполнение. Играют обычно по вечерам, при небольшом числе слушателей. Играют на нэмэн-юхе главным образом мужчины. В настоящее время встречается крайне редко.
Варианты названия: нерпь, кач. Разновидностью этого инструмента является нит-юх (хум-юх) – инструмент меньшего размера, нин-юх – «женское дерево».
|