Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Сургутский краеведческий музей
Рубрикатор / Музейные коллекции/Сургутский краеведческий музей
Рубрикатор / Музейные коллекции

Сургутский краеведческий музей

Сургутский краеведческий музей (СКМ). Один из старейших музеев округа. Основатель музея — ветеран Великой Отечественной войны и труда, почетный гражданин города Сургута, заслуженный работник культуры РФ Ф. Я. Показаньев (1922—1996). К краеведческой работе приступил в 1957, начав со сбора сведений об истории Сургутской средней школы. В феврале 1960 в районной газете появилась первая статья о необходимости создания музея. В 1963 был образован оргкомитет музея, председателем которого стал Ф. Я. Показаньев. 30 ноября 1963 в доме, построенном в начале XX в. купцом Клепиковым, был открыт музей, а на исторических местах установлены мемориальные доски. Тюменский музей передал в дар витрины и турникеты, на которых разместились первые музейные экспонаты.

Сегодня в фондах Сургутского краеведческого музея насчитывается несколько тысяч единиц хранения. Археологическая коллекция сформирована на базе находок Уральской археологической экспедиции (УрГУ, г. Екатеринбург) на Барсовой горе. Урочище Барсова гора, расположенное на побережье Бои в 12—20 км к западу от Сургута, представляет собой уникальное скопление археологических памятников (около 3000 жилищ, 60 городищ, 6 могильников, святилища). Самые ранние из них относятся к IV тыс. до н.э., самые поздние находки датируются XVIII—XIX вв. Комплектование этнографической коллекции идет в двух направлениях: этнография коренного и русского населения Сургута и Сургутского района. В собрании музея большая коллекция старопечатной книги, нумизматики, представлены материалы периода Великой Отечественной войны, экспонаты по истории нефтяного освоения края.

Энтомологическая коллекция, насчитывает 1510 экземпляров, сформировалась в 1996 благодаря собирателю из г. Нижнего Тагила В. И. Маркину.

Коллекция состоит из тропических видов (218 экземпляров) обитающих на территории Африки, Южной Америки, Австралии, островов Малайского архипелага (бабочки: орнитоптеры, морфиды, парусники, урании, павлиноглазки; жуки: голиафы, носороги, усачи, златки и др.), видов, принадлежащих территории России и стран СНГ (бабочки: нимфалиды, бархатницы, белянки, ленточницы; жуки: жужелицы, скакуны, плавуницы, мертвоеды и др.). Большая часть насекомых, обитающих на территории нашей страны, собраны самим коллекционером (г. Нижний Тагил, различные районы Свердловской области). Почти все виды коллекции представлены в единственном экземпляре. У отдельных видов, кроме взрослых форм насекомых, показаны и личиночные стадии развития. Коллекционные виды охватывают представителей почти всех отрядов насекомых. Наиболее полно представлен отряд Lepidoptera (Чешуекрылые), от самых крупных особей (семейство орнитоптера) до самых мелких (семейства пядениц, пестрянок). Не менее интересен отряд Coleoptera (Жесткокрылые). Из вышеупомянутого отряда в данной коллекции можно увидеть одного из самых крупных жуков мира — жука-нептуна, признанного самым красивым жука-усача Арлекина. В большом количестве присутствуют разнообразные представители отрядов Diptera (Двукрылые), Hymenoptera (Перепончатокрылые), Odonata (Стрекозы), Orthoptera (Прямокрылые), Neuroptera (Сетчатокрылые), ряд представителей наземных членистоногих (паук-птицеяд, сольпуга обыкновенная, сколопендра, скорпион). Особая ценность коллекции заключается в том, что в ее состав входят редкие виды насекомых, занесенные в Красную Книгу (из отряда Lepidoptera представители семейств: парусников, морфид, нимфалид, бражников; из отряда Coleoptera представители семейства рогачей). В настоящее время эти виды запрещены для отлова и вывоза с территорий тех стран, где они обитают. Энтомологическая коллекция СКМ охватывает почти все многообразие мира насекомых; имеет большое научное и познавательное значение.

Резная кость в фондах Сургутского краеведческого музея. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства из резной кости, формировавшаяся на протяжении 10 лет (с 1992), насчитывает 427 единиц хранения. В коллекции представлено творчество тобольских мастеров — косторезов артели «Минсалим», известных не только на территории Западной Сибири, но и по всей России: М. В. Тимергазеева, М. Г. Сандлерской, Г. А. Хазова, Ю. Н. Замятина, Н. Ю. Щепиной, Ю. А. Климова, Н. С. Галактионовой, В. В. Лобакова, С. С. Алыковой, В. П. Обрядовой, Г. Г. Кривошеина и др. Во многих работах отражено художественное видение быта и культуры коренных северных народов. Посредством изящных миниатюр, обращенных к жизни ханты и манси, художники выражают свое понимание традиционных культурных ценностей: семейный очаг, гармония с природой, глубинная общность детей и животных (скульптурная композиция из серии «Земля Югорская»; скульптурная композиция из серии «Шаман»; скульптуры «Восхищение луной» М. В. Тимергазеева, «Мамонтенок» Замятина Ю. Н., «Учение книгой» и т.д.). Видное место в коллекции занимают произведения, выполненные в древнерусском стиле: архиерейский комплекс; ваза «Романовы в Тобольске» Г. А. Хазова; икона «Св. Николай Чудотворец» А. Фрика и т. д. Высокой художественной ценностью обладают украшения из резной кости: комплект брошей «Хризантема»; гарнитур «Пробуждение» Н. Ю. Щепиной; подвески «Знаки зодиака» В. П. Обрядовой; заколка «Зимний узор» Н. С. Галактионовой; подвеска из серии «Молчание» М. Г. Сандлерской и т. д. Мастера часто обращаются к традициям русской народной культуры (сюжетам русских сказок, образам календарных праздников): скульптуры «Конек-Горбунок», «Баба-Яга и Иванушка» М. В. Тимергазеева; скульптуры «Русская зима» Г. А. Хазова, «Масленица» Г. Г. Кривошеина и т. д.

Шахматы из резной кости в фондах Сургутского краеведческого музея. Уникальными экспонатами музейной коллекции изделий из резной кости являются изобразительные комплекты шахмат. Игра в шахматы возникла в начальном виде еще в первые века н. э. в Индии, а в V—VI вв. в Центральной Азии получила новую, известную ныне форму — символическое отображение военной битвы. В средние века шахматы (при сохранении единых правил игры) распространились по всей территории Евразии; в зависимости от этнокультурной среды менялись терминология и внешний облик фигур. В раннем средневековье на Среднем и Ближнем Востоке возникла новая арабская форма абстрактных фигур — т. н. «абстрактные» шахматы, которые впоследствии в разных модификациях получили распространение в Европе. На протяжении 1,5 тыс. лет наборы шахмат делались из самых разнообразных материалов: слоновая и моржовая кости, дерево, керамика, серебро, золото, сталь, бронза, перламутр, янтарь, фарфор, стекло, пластмасса. Шахматы пришли на Русь в VIII—IX вв. Волжским торговым путем. В XI—XII вв. они получили широкое распространение, стали неотъемлемой частью русской культуры. Если процесс развития «абстрактных» шахмат в России не отличался в целом от западноевропейского, то в фигурах «изобразительных» шахмат отразилось своеобразие национальных культур, специфика прикладного искусства народов, населяющих Россию. Фигурки с «личиками» (так называли на Руси «изобразительные» шахматы) обнаружены археологами в культурных слоях не позднее XII—XIII вв. Их отличает «реалистичность» стиля, искусность работы мастеров-резчиков. Изобразительные комплекты шахмат в Древней Руси были дорогими и предназначались для состоятельных слоев населения.

Традиция изготовления наборов «изобразительных» шахмат устойчива в истории российского декоративно-прикладного искусства и сохраняется до сегодняшнего дня. В коллекции СКМ находятся яркие образцы современного видения шахмат, как произведений искусства. Комплект шахмат «Югорские» мастера костореза М. В. Тимергазеева представляет собой своего рода «шахматную фантазию» на основе мифологической и эпической традиции народа ханты. Конструкция шахматной доски символически воспроизводит мифологическую картину мира с тремя сферами бытия — небесной, подземной и срединной. Шахматные фигуры, выполненные резьбой из кости в виде людей, зверей, жилищ, расположены на доске, покрытой картографическими изображениями промысловых угодий. Комплект шахмат Р. Г. Турганова символически представляет христианскую и мусульманскую культуры. Белые фигуры изображают мир христианский (точнее — русский): царская чета, священнослужители, крепостные сооружения, воины русского войска в шлемах и кольчугах, с оружием в руках. Тонированные фигуры — это представители мусульманского мира: султан, имам, мулла, вооруженные воины в традиционных доспехах. Мир русских народных сказок нашел отражение в комплекте шахмат «Морская и лесная стихия» В. В. Лобакова, выполненном из бивня мамонта. Морскую стихию представляют Морской царь, Морская царица, осьминоги, морские коньки; лесную — Кощей Бессмертный, Баба-Яга, лесовички, Змей Горыныч, избушки на курьих ножках.

Рукописная и старопечатная книга в фондах Сургутского краеведческого музея. Книжное собрание СКМ, насчитывающее свыше 70 единиц, сформировалось недавно: в основном, из коллекции екатеринбургского собирателя А. П. Широкого и отдельных поступлений. Хронологические рамки собрания — от конца ХVI в. до начала ХХ в. Старейшая рукопись коллекции — Минея служебная, относится к концу ХVI в., вероятно, еще до основания города Сургута. Книга украшена киноварными заголовками, выполненными вязью и инициалами; содержит правку полууставом ХVI в. на полях. Наиболее ранняя старопечатная книга — Октоих, изданный в Москве печатником Андроником Тимофеевым Невежей 31 января 1594. Книга имеет особое значение для г. Сургута — фактически является его ровесницей (вышла за месяц до царского наказа об основании города). Историческую ценность представляет сделанная на полях запись скорописью ХVII века о вкладе книги в церковь Николы Чудотворца на «Верхнюю... Данилкой Тимофеевым Нерадовским... в вечное поминанье...». Жанрово-тематический репертуар книжного собрания музея достаточно широк: богослужебная литература, учительные и «четьи» сборники, «певческие» книги и др. Особый интерес представляет группа книг старообрядческого происхождения (см.: Старообрядческая книжно-рукописная традиция), которые не только репрезентируют традиционный состав библиотеки ревнителя «истинной веры», но и обладают целым рядом прекрасных образцов книжного искусства (т. н. «лицевые» рукописи). Сфера народно-христианской культуры представлена Сборником апокрифов (рукопись конца ХIХ — начала ХХ вв.). Апокрифы («отреченные книги»), отражающие симбиоз мифологической и христианской традиций, отвергались официальной церковью, но были широко распространены в народе и оказали влияние на фольклорный жанр легенд. В состав сборника музейного собрания вошли апокрифические тексты, использовавшиеся в народной ритуально-магической практике: «Сон Пресвятыя Богородицы», «Плач Пресвятыя Богородицы», «Сказание о двенадцати Пятницах» (см.: Распространение книг). О наличии светской рукописной традиции в Сибири свидетельствует книга «Курсы всеобщей словесности и церковного красноречия», содержащая разделы «Всеобщее умозрение изящной словесности», «О высоком в словесности», а также выписку неизвестного сочинения о встрече и общении госпожи Г. с духом, отсылающую к периоду мистических и оккультных увлечений в России. Представлена в собрании музея и синодальная книжная традиция, — свыше 12 изданий, с точки зрения книговедения не относящихся к старопечатным книгам. Книжное собрание СКМ имеет серьезное научное значение для истории древнерусской и старообрядческой литературы, книжного искусства, искусства миниатюры. Коллекция содержит уникальный материал, свидетельствующий о формах и характере бытования книги на Урале и в Сибири: владельческие записи; пометы на полях; правка, комментарии, изменения в оформлении книги, внесенные переписчиками (см.: Распространение книг).

Распространение книги на Урале и в Сибири. Освоение Урала и Сибири в ХVI — ХVII вв. шло одновременно с распространением русской культуры, а следовательно, и книжности. В ХVI — ХVII вв. книжные собрания складывались в церквях и монастырях. В ХVII в. урало-сибирские церкви снабжались литературой в централизованном порядке. На Тобольском Севере наиболее значительным книжным собранием была библиотека Кондинского Троицкого монастыря. Многие из книг библиотеки сохранились в собрании Ханты-Мансийского окружного краеведческого музея. Другим источником пополнения церковных и монастырских собраний были вклады, о чем свидетельствуют многочисленные записи на полях сохранившихся книг. Так, в самой ранней в собрании СКМ старопечатной книге (Октоих,1594) сделана на полях запись скорописью ХVII в. о вкладе книги в церковь Николы Чудотворца на «Верхнюю... Данилкой Тимофеевым Нерадовским ... в вечное поминанье...». Владельческие записи — уникальный источник сведений о формах и характере Р. к. Запись скорописью ХVII в., сделанная в Псалтири с восследованием (СКМ), рассказывает об одном из путей проникновения книг из Москвы в Сибирь: «Продал сию книгу москвитин Федор Иванов сын Мошенников, а потписал своею рукою священнику Кондрату Афонасьеву, что на Абалаке у Пречистые Богородицы служит...». Историческая информация, заключенная в записи, уникальна. Известный московский купец Федор Иванович Мошенников занимался скупкой пушнины в Сибири; имя его прослеживается в документах ХVII в. Запись содержит упоминание о церкви, построенной в ознаменование чуда явления иконы Знамения Богородицы вдове Марии из окрестностей с. Абалак близ Тобольска в 1636 (Абалацкая икона Божией Матери). Книга куплена священником этой церкви в 1652 — вскоре после окончания строительства церкви, в период складывания культа Абалацкой иконы и создания цикла литературных памятников о ее чудесах. В ХIХ в. книга, судя по записям, бытовала в Тюмени, а в 1841 оказалась на Ирбитской ярмарке, где ее, вероятно, купил некий Иван Елисеев Володимеров. Из владельческих записей восстанавливаются «биографии» книг и истории их странствий по Уралу и Сибири. Запись в старопечатной книге собрания Сургутского краеведческого музея Минея общая с праздничной(1653) свидетельствует, что в ХVIII в. она принадлежала крестьянину «Чердынской округи Искорской волости Михаилу Пешехонову», а затем была передана Назару Иванову Колчину в город Сарапул; в ХIХ в. ею владел крестьянин д. Кутрома Ошьинской волости Марк Онисимов Масленников. В рукописях старообрядческого происхождения встречаются записи, сделанные самими писцами: «Сия святая книга, нарицаемая Октай певчий, с древлеписменнаго перевода преписася в Иргинском заводе... Переписчик Петр Иванов Михайлов» (Октоих, начало ХIХ в., СКМ). На той же «певческой» книге сделана любопытная «ученическая» запись: «с 1878 года октября с 9-го дня начал учиться Иван Алексеев Никонов по знамю», т. е. крюковому пению. Реже встречающиеся читательские пометы на полях представляют особый интерес для науки, так как сообщают о специфике восприятия книги, культурно-психологических установках чтения, в целом — о менталитете определенной эпохи или социокультурной среды. Читательская помета, сделанная на полях старопечатной книги Минея общая (1635, СКМ) скорописью конца ХVII — начала ХVIII вв., очевидно, комментирует встретившийся в тексте мотив пьянства (тема пьянства была популярна в древнерусской проповеднической и учительной литературе) и является своего рода антиалкогольным изречением: «...то есть человеку пити вода, что не мутит человека в уме, язык его не простирает на многи глаголы. Пити вода…». Читательская помета на старообрядческом издании Жития Василия Нового (типография г. Клинцы) четко формулирует основную функцию древнерусской литературы — быть «душеполезным чтением»: «Читай и думай о себе самом». Недостаточно выявленной и изученной является крестьянская (нестарообрядческая) книга Нового времени: сборники апокрифов, духовных стихов, житий; тетради с заговорами и народными молитвами (см.: Рукописная и старопечатная книга). В этнографических источниках по Тобольскому Северу есть ряд упоминаний о ритуально-магическом бытовании апокрифических текстов.

В традиции сургутских старожилов в случае тяжелой болезни клали больному под голову «Сон Пресвятой Богородицы», необычайно популярный в русской традиции апокриф. Если больному суждено выздороветь, то он после этого будет спать и почувствует облегчение; если же суждено умереть — он станет «страдать», т. е. отходить. По воспоминаниям Х. М. Лопарева, во время огромных лесных пожаров вокруг с. Самарова в 1870-х гг. набожные самаровцы читали рукопись апокрифического «Сказания о двенадцати Пятницах». «Сказание...» регламентировало почитание особых пятниц в течение года; «соблюдение» одной из них давало избавление от огня. Крупнейшие коллекции старинных книг находятся во многих научных центрах Сибири и Урала: Екатеринбург, Новосибирск, Томск, Иркутск, Красноярск и др. В Западной Сибири значительные собрания книг кириллической традиции имеют Тюменский областной краеведческий музей, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Так, в Тобольском музее находится по меньшей мере семь книг с записями о бытовании в Сургуте в ХVIII — ХХ вв. В Ханты-Мансийском автономном округе небольшие, но интересные и репрезентативные книжные собрания есть в Сургутском краеведческом музее (см.: Рукописная и старопечатная книга), Ханты-Мансийском окружном краеведческом музее.

Старообрядческая книжно-рукописная традиция. После церковной реформы патриарха Никона середины XVII в. традиция православной книжности оказалось расколотой. Был внесен ряд изменений в тексты богослужебных книг; духовная литература (особенно в синодальный период истории русской церкви) подвергалась отбору и жесткой цензуре. Церковные власти следили за тем, чтобы население покупало и использовало только правленые книги, впоследствии – синодальной печати (см.: Синодальная книжная традиция); дониконовские рукописи и старопечатные книги изымались и уничтожались. Традиционалистские религиозные и культурные установки старообрядцев способствовали сохранению древнерусского книжного и литературного наследия, так же как средневековой иконописи, древних распевов и в целом — древнерусского типа православия. Старообрядцы продолжили традицию книгописания (мощные центры книжности существовали на Урале, юге Западной Сибири, Алтае); создали собственную литературную традицию. Уникальный феномен русской культуры — крестьянские библиотеки русского Севера и Сибири — сложился на старообрядческой основе. На территории Тобольского Севера старообрядчество практически не было представлено. В Западной Сибири основными зонами его распространения были: Алтай, южные уезды Тобольской губернии (Тюменский, Ялуторовский и др.). В истории сибирского раскола значительную роль сыграли выходцы из Троицкого Кондинского монастыря Иван Кодский («Иванище», как именуют его многие источники), а также бывший «строитель» (эконом) монастыря и старец Авраамий Венгерский. В начале 1670-х гг. будущие видные идеологии старообрядчества уходят из монастыря и обосновываются на Кондинской заимке, впоследствии в связи с преследованиями властей постоянно меняя свое местонахождение. Непременный атрибут «расколоучителей» — библиотека с «истинными» дониконовскими книгами. Так, при разгроме скита Авраамия Венгерского в 1702 были изъяты 22 рукописные и печатные книги. Состав библиотеки Авраамия характерен для старообрядческой традиции: богослужебные книги дониконовского образца, учительные сборники («Цветники», сочинения Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского и др.), сборники эсхатологического содержания (учение о конце света, Страшном Суде и наступлении царства Антихриста — одна из основ старообрядческого мировоззрения). В книжном собрании СКМ С. к. р. т. представлена небольшой, но вполне репрезентативной коллекцией. Среди книг эсхатологического содержания — рукописный Лицевой сборник (1-я четверть XIX в.), в состав которого входит популярное в среде старообрядцев «Слово Палладия Мниха о Втором пришествии Христове и о Страшном Суде», проиллюстрированное 35 миниатюрами (во весь лист, выполненные в красках). Ярким образцом поздней старообрядческой литературы является эсхатологическое сочинение о «Наполеоне-Антихристе и царе Константине» (III-я четверть XIX в.) — достаточно редко встречающееся в традиции произведение, фоном которого являются война с Наполеоном 1812 г., восстание декабристов и другие события XIX в., а источниками — тексты эсхатологической традиции, фольклорные легенды, «слухи и толки». Старообрядческие рукописи зачастую являются образцами книжного искусства, причем как текст, так и оформление книги могли «поновляться» и комментироваться последующими переписчиками и читателями. С этой точки зрения интересна рукопись Псалтири (III-я четверть XIX — конца 20-х гг. XX в.): миниатюра с изображением царя Давида помещена на позднем белом листе, выполнена пером и красками с использованием аппликации («столпы» вырезаны из другой печатной книги). Особый пласт С. к. р. т. — «певческие» книги. В средневековом типе записи музыки использовались знаки, которые на Руси получили название «знамена» («крюки»); само пение именовалось «знаменным». «Крюковые» книги и сейчас имеют практическое назначение в старообрядческой среде. Во многих «певческих» рукописях до ХVII в. использовалась нотация, до сих пор не поддающаяся научной дешифровке. В собрании Сургутского краеведческого музея находится несколько «крюковых» рукописей. Обиход «на крюковых нотах» (конец XIX — начало XX вв.) — книга эпохи Московской Руси, отразившая расцвет древнерусского певческого искусства. В Обиходе представлены сложившиеся к тому времени жанры Всенощной и Литургии, чины венчания, погребения, «заздравных чаш»; в книге сохранилось множество авторских песнопений, местных распевов, служб на мирские нужды. Рукопись роскошно украшена: заставка растительного орнамента; концовка во весь лист в виде круга с рукой и пышной ветвью внутри; буквицы и инициалы. Оформление выполнено пером, чернилами, красной тушью, желтой краской. Октоих и Ирмологий «на крюковых нотах» (рукописи начала и последней четверти XIX в.) — две основные «певческие» книги, появившиеся на Руси в ХII — ХIII вв. В Октоихе расписано последование суточных служб, а в Ирмологии собраны утренние песнопения на весь год. Обе книги содержат гимны, переведенные с текстов византийских авторов (VI — ХI вв.) и русского происхождения (ХII — ХVII вв.). Рукописи украшены заставками, буквицами, инициалами. Массовый характер деятельность по изданию старообрядческой литературы приобрела в последней четверти ХVIII в. Большинство старообрядческих типографий было расположено на границах и за пределами Российской империи (Вильно, Супрасль, Гродно, Варшава и др.). Типография Супрасльского Благовещенского монастыря представлена в СКМ Псалтирью (1780); «Историей о страдальцах Соловецких» (1788), повестью о восстании монахов Соловецкого монастыря 1667 — 1676, не подчинившихся реформе патриарха Никона. Челобитная монахов, посланная царю в Москву в 1667, выполняла роль своеобразного манифеста старообрядчества. В собрании СКМ находятся также издания Виленской типографии униатского Троицкого монастыря (Псалтирь, Канонник): типография города Клинцы (сейчас — Брянская область); типография Дмитрия Рукавишникова, Василия и Якова Железниковых («Житие Сергия Радонежского и учеников его Никона и Саввы», «Диоптра»); типография Федора Карташева (Канонник, Часовник, Псалтирь, «Житие Василия Нового», знаменитое популярными у старообрядцев описаниями «мытарств» — хождений души по «тому свету»). Все печатные старообрядческие издания в собрании Сургутского краеведческого музея относятся к концу ХVIII — началу XIX вв.

Синодальная книжная традиция в России ХVIII — XX вв. Важнейшим рубежом в истории книгопечатания, как и русской культуры в целом, стала эпоха петровских реформ. Развитие книгопечатания в Древней Руси имело достаточно ограниченный характер, во многом объясняемый особым отношением к книге. Книга, заключающая в себе Божественные истины, — сакральная реальность, которой, по древнерусским представлениям, не соответствуют ни печатные станки, ни сам принцип многотиражности. В 1708 Петром I утверждается новый гражданский алфавит. Весной 1710 была организована Санкт-Петербургская типография. С 1712 именно она стала играть ведущую роль в русском книгопечатании; издавались главным образом книги гражданской печати. В коллекции СКМ есть экземпляр отличной сохранности — «Царственный летописец», напечатанный гражданским шрифтом в типографии Академии Наук в 1772. Издание содержит описание Российской истории от 6622 (1114) года до 6980 (1472) года: от начала царствования великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха «до покорения Новагорода под власть великаго князя Василья Ивановича, после учиненнаго бунту в Новегороде происками Марфы Посадницы и ея детей» В 1720 по инициативе Феофана Прокоповича была оборудована типография при Александро-Невской лавре. Здесь печатались книги кириллическим шрифтом, но не церковные, а «Слова...» — торжественные проповеди и панегирики, приуроченные к важнейшим политическим и государственным событиям. В Московской типографии (бывшем Печатном дворе) печатались богослужебные книги, переиздавались ранние московские издания. После создания Синода в 1721 Московская типография стала называться Синодальной. Отныне дело печатания церковных книг находилось под ведением Духовной Коллегии Святейшего Синода. По меньшей мере 12 изданий, вышедших из-под печатного станка Синодальной типографии, хранится в коллекции СКМ. Самое раннее из них — издание Нового Завета (около 1744 — 1745). За ним следует одно из переизданий Апостола (1762). Псалтирь (около 1779 — 1780) содержит в начале 20 рукописных листов XIX в., в конце книги — запись полууставом конца XIX — начала XX в. о том, что рукописные листы были написаны в Черноисточинском заводе (около Нижнего Тагила, на Урале). На внутренних сторонах крышек Часослова (1791) сделаны записи семейного поминального характера; книга бытовала во второй половине XIX в. в городе Златоусте Челябинской области и Екатеринбурге. Судя по владельческой записи и штампу в книге Апостол (1877), книга на рубеже XIX — XX вв. находилась в библиотеке Екатеринбургского Екатерининского горного собора. Переплет Евангелия (1904) выполнен из досок, обтянутых бархатом, украшен медной пластиной с тисненым рисунком, в клеймах — изображение Христа и четырех евангелистов, клейма обрамлены растительным орнаментом. Книгами синодальной печати комплектовались приходские церкви и церковно-приходские школы. Небольшая часть из них сохранилась в хранилищах музеев ХМАО (см.: Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей и др.), библиотеках (см.: Библиотеки Ханты-Мансийского автономного округа); большинство же было рассеяно в эпоху разрушения церквей и воинствующего атеизма. Вместе с книгами синодальной печати терялись и зачастую погибали уникальные древнерусские рукописные и печатные книги (см.: Распространение книги).

Лит.: Древнерусская книга (из фондов Сургутского краеведческого музея). Каталог выставки рукописных и старопечатных книг, посвященная 400-летию города Сургута / Сост. Н. А. Мудрова. — Екатеринбург, 1994; Путеводитель по фондам старопечатных книг и рукописей лаборатории археографических исследований. — Свердловск, 1990.

С. В. Лазарева, О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Аврамий Венгерский, старец
Алыкова Сифанур
Галактионова Н.С.
Замятин Ю. Н.
Иван Кондинский ("Иванище" Кодский), иеромонах
Климов Юрий Арсеньевич
Кривошеин Геннадий Георгиевич
Лобаков В. В.
Лопарев Хрисанф Мефодиевич
Маркин В. И.
Мошенников Федор Иванович
Никон, патриарх
Обрядова Вера
Показаньев Флегонт Яковлевич
Сандлерская Маргарита Гатиновна
Тимергазеев Мирсалим Валиахметович
Турганов Р. Г.
Фрик А.
Хазов Гавриил Андреевич
Широкий А. П.
Щепина Н. Ю.
География
Сургут г.
Предметный указатель
Коллекция образцов нефти и кернов Сургутского краеведческого музея
Упоминается в статьях
Коллекция образцов нефти и кернов Сургутского краеведческого музея
Кочетков Жорж Владимирович
«Методическое руководство по изготовлению традиционной игрушки ханты – обобщение опыта работы по проекту «Куклы и сказки Нёрым-ях» (Исаева Т. А., Фролова Л. Л., Симон М. М.).
Гарнитур «Озеро» (колье, серьги, браслет) (бивень мамонта, резьба). Автор С. С. Алыкова, 1992.
Гребень «Арабески» (бивень мамонта). Автор Н. Ю. Щепина.
Здание Сургутского краеведческого музея.
Икона «Святой Николай Чудотворец» (бивень мамонта, резьба, дерево). Автор А. Фрик, 1993.
Ирмологий крюковой (бумага, картон, кожа, рукопись). Рукопись последней четверти XX в.
Комплект брошей «Хризантема» (бивень мамонта). Автор Н. Ю. Щепина.
Крест архиерейский (бивень мамонта, резьба, роспись). Автор Г. А. Хазов.
Курсы всеобщей словесности и церковного красноречия (бумага, картон, ткань, рукопись). Рукопись 30-х гг. XX в.
Минея общая с праздничной (бумага, дерево, кожа, металл, тип. продукция). Москва, Печатный двор, 9.12.1653 (14.07.7161 — 9.12.7162). Алексей; Никон.
Минея общая (бумага, дерево, кожа, тип. продукция). Москва, Печатный двор, 4.06.1635 (15.10. — 4.06.7143). Михаил; Иоасаф 1.
Минея служебная (бумага, рукопись, кожа, тиснение, дерево, металл). Рукопись конца XVI в.
Обиход крюковой (бумага, дерево, кожа, металл, рукопись). Рукопись конца XIX — начала XX вв.
Октоих. Ч. 1 (гласы 1—4) (бумага, дерево, кожа, тип. продукция). Москва, печатник Андроник Тимофеев Невежа, 31.01.1594 (8.06.7100 — 31.01.7102). Федор; Иов.
Панагия архиерейская (бивень мамонта, резьба, роспись). Автор Г. А. Хазов, 1993.