Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Нягань. Историческая справка
Рубрикатор / История округа

Нягань. Историческая справка

Свою историю Нягань ведет с далеких 30-х годов. Первыми появились в наших краях 3 семьи братьев Хаймазовых, ханты по национальности. В летнее время они занимались рыболовством, жили неподалеку от речки в юртах, а в зимнее время в деревянных домах. В это же время здесь начали появляться первые спецпереселенцы Зыковы, Кузнецовы, Стариковы, Слободсковы, Черкашины, Яковлевы и др. Как и ханты, они занялись рыболовством и охотой, постепенно обживая здешние места.
В 1954 году Октябрьский леспромхоз открывал новый лесоучасток. 20 июня под руководством начальника лесопункта Дедюхина Л.Н. на берег речки Нягань выгрузились полным составом работники бывшего Люлюкарского лесопункта Березовского района. Приехали 30 человек рабочих вместе с семьями, с собой привезли пять лошадей. Сначала расчистили берег от кустарника, установили палатки, потом просеками наметили будущие улицы, сразу заложили общежитие на 60 человек, баню, пекарню, школу. Стены домов обмазывали голубой белогорской глиной с берегов нашей речки. Так возник поселок, который сейчас мы называем Старой Няганью. Лесозаготовители рубили лес, вывозили его на лошадях на берег реки Нягань (летом по жердяной дороге, зимой по «ледянке»), оттуда по течению сплавляли дальше.
Объемы заготовки леса начали расти, лесопункт надо было расширять. И в 1965 году высадился новый десант – теперь это были строители, которые прибыли из поселка Большой Атлым. С этого времени разворачивается строительство поселка, который назвали Нях. Строительство началось с жилья и объектов соцкультбыта. Начальником Няганского строительно-монтажного участка был Макаров Василий Николаевич, именно он и забил первый колышек основания поселка.
1 октября 1966 года образован Няганский леспромхоз. Первым руководителем был Борис Александрович Соколов. Основными видами производства являлись: заготовка леса, вывозка, раскряжевка древесины, производство пиломатериалов, добыча живицы.
6 января 1967 года образован Няхынский сельский Совет депутатов трудящихся. Первым председателем был избран Кляпов Петр Павлович. В Няхынский сельский Совет входили поселок Сергино, поселок Ун-Юган, станция Чульчамы. В 1971 году эти населенные пункты были выделены, остался только поселок Нях. Уже в мае 1967 года поселок обзавелся новыми улицами: Железнодорожная, Почтовая, Юбилейная, Строителей.
В 1967 году до Нягани дошла железная дорога и по ней прошел первый поезд, который состоял из одного вагона.
В 1978 году была образована Красноленинская нефтегазоразведывательная экспедиция под руководством Морозова Ивана Федоровича. Основной задачей Красноленинской нефтегазоразведывательной экспедиции глубокого бурения являлось глубокое бурение на нефть и газ в районах Среднего Приобья. В этом же году экспедиция смонтировала три буровых вышки и на двух начала проходку. Вскоре в районе куста № 101 нашли промышленную нефть.
С этого времени ведущей отраслью промышленности становится нефтяная. Открытый здесь Красноленинский свод месторождений является уникальным по своему геологическому строению и по качеству природных богатств в глубине земли.
В декабре 1979 года на основании приказа Министерства нефтяной промышленности в подчинении объединения «Урайнефтегаз» создано Нефтегазодобывающее управление «Красноленинскнефть», Красноленинское управление технологического транспорта, Строительно-монтажное управление № 5 «Тюменьнефтестроя» (потом оно было преобразовано в строительно-монтажный трест «Красноленинскнефтестрой») с местонахождением в поселке Нягань.
В 1982 году Миннефтепром возложил на ПО «Урайнефтегаз» задачу освоения расположенного рядом гигантского Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения. Созданное для ее решения НГДУ «Красноленинскнефтегаз» стало стремительно наращивать объемы производства и вскоре было преобразовано в самостоятельное ПО «Красноленинскнефтегаз».
30 апреля 1982 года на основании приказа Министерства нефтяной промышленности в составе Главтюменнефтегаза создано производственное объединение «Красноленинскнефтегаз» с местонахождением в п.Нягань Октябрьского района Тюменской области. Первым генеральным директором был Лазарев Григорий Александрович. В 1987 году из структуры выделены предприятия Урайской зоны и переданы в состав производственного объединения «Урайнефтегаз».
Поселок Нях стал базовым центром освоения и разработки Красноленинского нефтегазового месторождения.
В 1993 году производственное объединение «Красноленинскнефтегаз» в результате приватизации преобразовано в общество открытого типа «Кондпетролеум». В 1996 году изменена организационно-правовая форма на открытое акционерное общество «Кондпетролеум». В 1999 году предприятие объявлено банкротом и продано Акционерному обществу «Тюменская нефтяная компания» и получило название ОАО «ТНК-Нягань».
С освоением нефтегазовых месторожений на территори Нягани появилась еще одна отрасль – автодорожное строительство. В рамках единого народнохозяйственного комплекса, в обмен на тюменскую нефть строить дороги и возводить мосты в Нягани взялся трест «Узтюмендорстрой» под руководством Р.И.Раимкулова. Первый десант узбекских дорожников прибыл в Нягань в июле 1980 года.
С 1988 года функционирует Газоперерабатывающий завод, входящий в состав АО «Сибнефтегазпереработка».
15 августа 1985 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Нях отнесен к категории городов окружного подчинения с присвоением ему наименования город Нягань.
С 1988 года функционирует Газоперерабатывающий завод, входящий в состав АО «Сибнефтегазпереработка».
К моменту получения статуса города поднялся Первый микрорайон, в котором работали несколько магазинов, библиотека, почта, телеграф, парикмахерская.
В ноябре 1987 года для эксплуатации Талинского месторождения было создано НГДУ «Талинскнефть». Одновременно начал строиться поселок Талинка. 14.10.91 ему присвоено наименование рабочий поселок Талинка. Решением Малого Совета ХМАО от 22.07.92 поселок передан в административное подчинение Няганскому горсовету.
С развитием промышленности развивался железнодорожный транспорт, возрос грузо- и пассажирооборот. Начались работы по строительству взлетно-посадочной полосы и сооружений для приема самолетов. Шло увеличение общественного транспорта.
В восьмидесятые годы развитие Нягани шло быстрыми темпами.
Источники
Официальный сайт Администрации города Нягань
Страница источника
Персоны
Дедюхин Л. Н.
Зыковы
Кляпов Петр Павлович
Кузнецовы
Лазарев Григорий Александрович
Макаров Василий Николаевич
Морозов Иван Федорович
Раимкулов Р. И.
Слободсковы
Соколов Борис Александрович
Стариковы
Хаймазовы, братья
Черкашины
Яковлевы
География
Октябрьский р-н/Большой Атлым с.
Нягань г./Железнодорожная ул.
Нягань г.
Топографические ориентиры/Нягань р.
Нягань г./Почтовая ул.
Нягань г./Юбилейная ул.
Герб города Нягань