Большинство жителей района составляют люди, приехавшие сюда в начале нефтяного освоения территории с "Большой земли" - Урала, Украины, Поволжья, Белоруссии.
Принято считать, что до 60-х годов прошлого века - начала нефтяного освоения - здесь всегда жили ханты. Но хотя этот народ действительно является коренным, так как сформировался на территории Западной Сибири, на самом деле ханты – сравнительно молодой этнос. Его формирование началось, по историческим данным, не ранее 12-13 вв. нашего тысячелетия. А ведь история региона насчитывает не один десяток тысячелетий. Так какие народы населяли край в древности?
Подробные сведения о древнейших (археологических) периодах истории района опубликованы в книге "Салымский край", изданной в 2000 г.
История заселения края начинается, по крайней мере, с 6 тысячелетия до нашей эры. На территории региона известно немало археологических объектов – поселений и жилищ периода, называемого в археологии неолитом (новым каменным веком): в низовьях Большого Балыка, в среднем и верхнем течении Салыма, на водоразделах с Демьянкой и Юганом. Не в последнюю очередь заселение края связано с изменением природной среды, так как именно в неолите, по мнению ученых, окончательно стабилизировалась речная система региона.
Судя по материальным остаткам, найденным на неолитических памятниках (керамические сосуды, каменные орудия труда), край и в те времена населяли разные народы. Их достоверную этническую принадлежность чаще всего определить невозможно. Но разница в материальных остатках, например, различные типы керамической посуды, отличает одно неолитическое поселение от другого и позволяет археологам выделять так называемые археологические культуры. На сегодняшний день самым древним неолитическим памятником на территории района (да и всего округа) можно назвать укрепленное поселение (городище) Каюково 2. Оно находится в 55 км к югу от города Пыть-Яха, в верховьях р. Большой Салым, (озеро Большое Каюково), на юго-западной окраине хантыйских юртов (деревни) Пунси. Несколько факторов позволяют поставить этот памятник в ряд неординарных археологических открытий последних лет.
Поселение имеет круговую планировку, диаметр его составляет 35 м. В процессе раскопок была выявлена оригинальная архитектура поселения. Несколько расположенных по кольцу остатков древних построек в виде впадин выходами смыкаются с центральным сооружением. По окружности поселение было защищено валом и оборонительной стеной. С запада и востока ров прерывают входы на поселение внутрь кольца, к постройкам. Извне по обе стороны западного прохода были устроены ритуальные кострища. Ряд фактов свидетельствует, что поселение было заранее спланировано и построено единовременно, а потом по каким-то причинам преднамеренно сожжено самими жителями.
Городище Каюково 2 отличает от других известных памятников неолитического времени на территории Западной Сибири целый комплекс оригинальных признаков - планировочная организация поселения, архитектура построек, самобытная посуда, каменные орудия специфичной формы. На основании этого был сделан вывод, что население, основавшее это городище, было пришлым, причем из довольно отдаленных территорий. Поэтому исследователи задались закономерным вопросом о его происхождении.
Особо важной для решения этой проблемы стала информация о духовной культуре и мифологических представлениях древнего общества, выраженная в знаках-символах на керамической посуде и в структуре самого поселения. Его пространство организовано по принципу индоиранской мандалы – внешний круг с вписанным в него квадратом, ориентированным по сторонам света. Мандала представляет собой графическое выражение представлений об устройстве Вселенной, где квадрат символизирует небо, круг – землю, а изображенные вместе, они означают соединение неба и земли, мужского и женского начал. Подобной планировки неолитических памятников не было до сих пор известно в Западной Сибири и на соседнем Урале. Планировочная организация поселения на Каюково обнаруживает высокую степень родства с архитектурой неолитических круглоплановых сооружений Европы и Передней Азии.
В пользу южных корней каюковского населения есть и другие свидетельства. В частности, преднамеренное сожжение поселка самими жителями. Сожжение поселков после оставления характерно для индоевропейских обществ с развитым культом огня. Один из знаков-символов на плоском днище от керамического сосуда, аналогии которому пока не известны в Западной Сибири и Зауралье, похож на изображения лабриса (двулезвийного топора) у древних земледельцев Южной Европы и Передней Азии. Такие изображения связаны с образами черепахи и небесно-солнечного дракона, их можно считать иллюстрацией очень древнего космогонического мифа о происхождении земли. Исследователи отмечают, что представления о земле как первозданной тверди зародились в глубочайшей древности в сознании первобытных земледельцев и скотоводов. Бытование лабрисовидных изображений и связанной с ними мифологической основы ограниченно как в пространстве, так и во времени. Наиболее ранние найдены на керамике неолитического поселения Чатал-Гуюк в Западной Анатолии, поздние – у южноевропейских земледельцев энеолитической (меднокаменный век) культуры Триполье-Кукутень.
Итак, на основе необычной для древнего населения тайги символики каюковского городища выдвинута гипотеза, что оно было основано выходцами из индоевропейского мира одной из наиболее ранней, неолитической волны миграций. Хотя их родина могла быть всего лишь окраиной древнеземледельческой ойкумены. Если же задаться вопросом о самой возможности миграций со столь отдаленных территорий, то отметим, что расстояния вряд ли играли большую роль. Что касается климатических условий, то они в Западной Сибири 8000-4500 тысяч лет назад были гораздо благоприятнее, чем в настоящее время, а огромные болотные массивы, которые могли бы быть существенной преградой для передвижения, появились значительно позже. К тому же сибирские пространства были крайне мало заселены. Все это позволяло южным мигрантам проникать в наши отдаленные северные районы.
Летом 2001 года на реке Большой Балык недалеко от впадения в нее речки Пыть-Ях было исследовано одно поселение эпохи раннего средневековья. Оно состояло из четырех построек и располагалось на небольшом мысу, на значительном удалении от русла. Были раскопаны ушедшие в землю развалины одного жилого дома. Когда-то он представлял собой полуземлянку (углубленную в грунт на полметра) размером пять с половиной на пять с половиной метров, с покрытой дерном крышей. Внутри полуземлянки, вдоль ее правой северо-восточной стены, устроены земляные нары. В центре находился большой открытый очаг в прямоугольной деревянной раме. Из конструкций постройки взят уголь, проведен его анализ по радиоуглеродному методу и определен возраст жилища. Оно было построено в начале VI века нашей эры, просуществовало небольшой промежуток времени и погибло в результате пожара. Возможно, оно было заброшено еще до того, как сгорело, поскольку люди больше не вернулись сюда. Судя по возрасту жилища и орнаменту на керамической посуде, поселение принадлежало населению, которое археологи связывают с зеленогорской археологической культурой.
В настоящее время исследователями изучено несколько десятков памятников этой культуры. Известны могильники, поселения и долговременные укрепленные поселения-городища, включавшие до десятка жилищ. Поселение близ устья речки Пыть-Ях, по крайней мере, по находкам, является одним из многих. Но есть одно обстоятельство, которое делает его неординарным. В задней стене раскопанного жилища, ближе к левому от входа углу, сделана небольшая хозяйственная пристройка (ниша), размером два на полтора метра, где жители хранили глиняную посуду и съестные припасы. Здесь были найдены фрагменты от 6 керамических сосудов, раздавленных кровлей при разрушении жилища. Из фрагментов были собраны огромные пузатые горшки, украшенные нарядными и разнообразными узорами. В этих горшках никогда не варили пищу – изнутри на стенках нет характерных следов нагара. Значит, они были предназначены только для хранения продуктов, и, может быть, воды (поскольку поселение удалено от русла реки). Возможно, ниша была сделана для того, чтобы уберечь хрупкую посуду от шалостей детей или забегавших в дом собак. С другой стороны, когда в нишу были убраны объемные сосуды, освободившееся пространство можно было использовать для размещения взрослых. Это было особенно важно по возвращении мужчин с охоты, когда требуется много места у очага. Следует заметить, что ни в одном из множества раскопанных зеленогорских домов подобной ниши нет.
Поселение было сезонным, скорее всего, связанным с охотничьим промыслом. Охотники приходили сюда в определенный промысловый период – например, во время миграций лося или зимой, добывать пушных зверей. В результате проведенных в течение ряда лет археологических исследований на берегах реки Большой Балык выявлено немало древних и средневековых поселений и построек, и среди них пока нет таких, где люди жили бы круглогодично в течение длительного времени. Возможно, специфика ландшафта и биоресурсов территории таковы, что не позволяли обосновывать здесь долговременные поселения.
Ближайшим к исследованному в устье Пыть-Яха поселению (на расстоянии 60 км) является комплекс археологических объектов на Барсовой Горе близ г.Сургута. Здесь известно несколько одновременно существовавших городищ зеленогорской культуры, располагавшихся к тому же недалеко друг от друга. Эти городки, очевидно, являлись центрами древних территориальных общин, каждая из которых владела и использовала определенную территорию. Несмотря на близкое расположение, их сосуществование вполне было возможно, если в хозяйственном отношении они использовали разные территории - бассейны рек, устья которых сливаются с р.Обь в районе Барсовой горы. Это реки Балык, Тром-Аган, Пим, Юган. Такая же ситуация существует и в наши дни, когда рядом расположены довольно крупные города Сургут, Нефтеюганск, Пыть-Ях, которые живут за счет эксплуатации прилегающих друг к другу, но разных территорий. Вполне вероятно, что в древности одной из территорий, обеспечивавших центр крупной территориальной общины, был участок или весь бассейн реки Большой Балык.
"Богатство России будет прирастать Сибирью"
Из русских летописей известно, что задолго до присоединения Сибири к Московскому государству на берегах Оби и Иртыша существовали некие образования, именуемые в письменных источниках "княжествами". Среди них наиболее известные Кодское (его владения простирались от Казыма до Ендыря), Белогорское (у слияния Оби и Иртыша), Бардаковское (центр его находился в устье Тром-Егана, а по современным данным, его владения захватывали и часть территории бассейна Балыка). После многолетних исследований, проведенных археологами и историками на территории Нефтеюганского района, мы можем вполне уверенно говорить о существовании в период позднего средневековья, а именно в 13-15 веках, в Салымском крае, по крайней мере, двух территориальных раннеклассовых образований – малосалымского и большесалымского княжеств с административными центрами в городках Вошин-мыттын на р.Малый Салым (резиденция князя Ай-ега-ики) и Нюром-вош на р.Большой Салым (резиденция князя Сотым-тэ-ики). Эти городки выявлены в процессе археологических исследований и идентифицированы по историческим данным. В легендах салымских ханты говорится, что Ай-ега-ики ездил в гости к Сотым-тэ-ики на Большой Салым (очевидно, в городок Вош-рап). Следовательно, городки функционировали одновременно. Хозяева городков не только имели одинаковый социальный статус (были князьями), но и дружили между собой. Основой дружественных отношений были, очевидно, военно-политические интересы. С именами легендарных салымских князей, вернее, с их реальными историческими прототипами, связан один немаловажный сюжет в средневековой истории Салымского края – отражение татарского нашествия.
XIII-XIV века ознаменованы тем, что в обширном историко-географическом регионе сложилось новое политическое образование - Золотая Орда. Она во многом определилао культурное, общественное и политическое развитие окружающих и подвластных ей государств и народов. В середине 13 века оформился восточный улус Орды - Шейбанидское государство, занимавшее территорию от Аральского моря до среднего течения реки Тобол. К концу 14 века северная граница нового государства продвинулась до Северной Сосьвы. Конечно, во многом эта граница определялась формально, и влияние татар в таежной зоне было весьма ограниченным, но бесспорно одно: Орда включала Иртыш и отчасти Обь в сферу своих "жизненных интересов". В зависимости от Сибирского татарского ханства находились ханты по нижнему течению Иртыша и его притоку - реке Демьянке, выплачивая татарам ясак и оказывая им военную помощь. По словам летописи, сибирский хан "брал дань со многих низовых язык". Однако Салымские ханты сохранили свою независимость и Сибирскому ханству не подчинялись. Причиной тому, видимо, была военная победа над татарами, одержанная князем Большого Салыма Сотым-тэ-ики (совместно с братом Кыгын-ега-ики) в столкновении в устье реки Салым близ ныне заброшенной деревни Сивохребт. Значение этого сражения, несомненно, было очень велико, так как победа Сотым-тэ-ики остановила экспансию татар далее по Оби. Были спасены не только ханты Салымского края, но и всего Среднего Приобья. Возможно, именно поэтому слава Сотым-тэ-ики распространилась далеко за пределы Салыма - он и ныне известен ханты, живущим по притокам Оби выше устья Салыма вплоть до реки Аган на территории современного Нижневартовского района.
Предположительно, в XVI веке два княжества объединились в одно - Салымское, которое позднее вошло в состав хорошо известного по русским источникам большого Бардаковского княжества. В науке пока однозначно не решен вопрос о его территориальной локализации. По материалам последних лет историко-архивных исследований, можно предполагать, что первоначально территория дорусского "Бардакова княжества" простиралась от устья Тром-югана вниз до Сургута и далее по Оби (и/или Юганской Оби), захватывая часть бассейна Балыка. Название Бардаковой волости исчезает из документов после 1706 г. Вместо нее появляется Подгородно-юганская волость, которая "унаследовала" территории бывшего Бардакова княжества – вверх и вниз по Оби от Сургута, захватывая низовья Югана и Балыка – и сформировалась, таким образом, на основе традиции.
Но вернемся к событиям конца XVI века. В период русского завоевания Сибири, сургутский князь Бардак был одним из немногих остяцких князей, сохранивших в определенной степени свою независимость от русских, благодаря признанию власти московского царя. Бардак не выплачивал обязательный ясак, а только "добровольные поминки", взамен оказания военной помощи. Первоначально отношения русской власти и семьи Бардака были наилучшими. Но после разгрома с помощью "бардаковых" людей мятежных московской власти нарымских селькупов роль ее была сыграна и наступил черёд подавления независимости сургутского князя. Тем более, вскоре представился вполне официальный повод. В начале XVII века власть князя Бардака унаследовал его сын Тонья (сохранилось несколько вариантов его имени - Тонема, Танга, Кинема). Тонья отказался платить русским ясак и призвал окружающих остяков последовать его примеру. Завершилось все тем, что в 1617, по другим данным в 1619 году, "Бардаковы дети" (Тонья и Суета) со своими людьми "заворовали и погромили" государеву казну в 400 рублей, убив нескольких русских. В Сургуте произошла паника и против "изменников" был послан отряд во главе с подьячим Иваном Афанасьевым и новокрещенным Иваном Парабельским. Подавление антирусского выступления, видимо, привело к устранению от управления прямых потомков Бардака, во всяком случае, позднее связь "князцов" и старост Бардаковой волости с его родом не прослеживается.
Фигура Тоньи (Танги) непосредственно связана с территорией Салымского края. По преданиям Пимских ханты, мать его была женщиной с Салыма. По другим данным, на этой территории он проживал какое-то время. У юганских ханты в конце XIX в. А.А. Дуниным-Горкавичем было записано предание, согласно которому князь Танга вначале проживал по Большому Балыку в третьих Юртах от устья этой реки. Первые Юрты от устья - Усть-Балыцкие, вторые - Салтыковы, третьи – Очимкины. Но проживать в Юртах Очимкиных Танга не мог по одной простой причине - они были основаны не ранее конца XVIII века. Где же была резиденция Тоньи на Балыке? При проведении археологических исследований на реке Балык близ устья речки Пыть-Ях открыто и обследовано городище, названное Усть-Пытьях-5. Есть основания предполагать, что именно с этим городищем связано имя легендарного Тоньи. Городище находится на правом берегу р.Большой Балык, близ юртов Очимкиных и в настоящее время представляет собой цитадель овальной формы, размерами 20х12 м, с северо-восточной стороны защищенную рвом и валом, с юго-западной – рвом и двумя валами. С двух других сторон цитадель защищена крутыми эскарпированными склонами. В северной части вала располагался вход в центральное сооружение городка, которое в настоящее время выглядит как прямоугольная впадина. Вероятно, во время функционирования городище представляло собой единое укрепленное жилое помещение. По археологическим данным, городище функционировало в XVI-XVII вв. н.э. Оно, скорее всего, и было балыкской резиденцией князя Тоньи.
В конце XVI – начале XVII вв. Салымский край относился к Сургутскому уезду. В книгах учета плательщиков ясака (так называемых "ясачных книгах") за 1624-25 гг. значатся две волости – Салымская по р.Салым и Юганская по р.Юган. Территория Нефтеюганского района также охватывает и бассейн Балыка. Но в XVII в. население и населенные пункты по р.Балык не были официально определены по названию реки и не составляли отдельной волости. Судя по географическому положению, бассейн Балыка мог быть причислен к Юганской или к Салымской волости. В ясачной книге за 1625-26 гг. упоминается еще Бардакова волость, к которой также вполне могла относиться территория бассейна Балыка. Однако на неофициальном уровне (в устном словоупотреблении) население Балыка выделялось местными жителями в отдельную "Балыцкую" волость – по причине удаленности от Сургута и, может быть, этнографических особенностей этой группы. Название Бардаковой волости исчезает из документов после 1706 г. Вместо нее появляется Подгородно-юганская волость, которая "унаследовала" территории бывшего Бардакова княжества – вверх и вниз по Оби от Сургута, захватывая низовья Югана и Балыка – и сформировалась, таким образом, на основе традиции.
Одним из важных факторов развития традиционной культуры коренного населения была его христианизация. Инициатором миссионерской деятельности в Сибири был сам Петр I. Первым митрополитом Сибирским и Тобольским стал Филофей Лещинский (1650-1727). 1 февраля 1702 г. он получил грамоту и наставление от царя, поручавшего Филофею обширную Сибирско-Тобольскую епархию, а в апреле этого же года Филофей Лещинский прибыл в Тобольск.
В 1712-1717 годах под руководством и при непосредственном участии митрополита было предпринято несколько миссионерских экспедиций в отдаленные районы Западной Сибири. Обращение инородцев в христианскую веру никогда не было насильственным. Согласно царскому указу 1710 г. (составленному, между прочим, не самим государем, а главой Сибирского приказа и Сибирским губернатором Матвеем Петровичем Гагариным), где впервые говорилось о массовой христианизации остяков и вогулов, крестить следовало лишь уверовавших в "истинного Бога". Мнение о применении насилия в деле крещения инородцев возникло в литературе благодаря двум фразам из этого же указа: "…где найдут по юртам остяцким их прелестные боги шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорять…" и "А если кто из вогулич и остяки учинят противность сему…указу, и тем будет казнь смертная". На самом же деле, смертная казнь предписывалась не за отказ креститься, а за причинение препятствий в исполнение указа, как-то: нападение на миссионеров, утаивание идолов и т.п. Как писал впоследствии П.Н. Буцинский, "не только смертной казни не подвергались не желавшие креститься, но и никакому наказанию".
Главным оружием Филофея и его сподвижников было слово проповеди и убеждения. К тому же остяков привлекали выдаваемые за крещение подарки (кафтаны, рубашки, хлеб) и прощение ясачных недоимок за прошлые годы. К сожалению, в архивных материалах практически нет конкретных сведений о крещении остяков, живших по рекам Салым, Балык, Юганская Обь. Известно лишь, что Филофеем, вместе с его активным помощником местным священником Алексеем Даниловичем Кайдаловым, были предприняты две экспедиции по крещению остяков Сургутского уезда. Во время последней, 1718 года, местные остяки были крещены все "до сущего младенца". В хантыйских волостях, в том числе, Сургутского уезда, начали действовать первые православные церкви, среди них – церковь Успения пресвятой Богородицы в Селиярово. По данным ведомости 1781 г. о составе приходов Тобольской губернии, к приходу Селияровской церкви относилось население бассейна Салыма, а именно юрт Вагликовых, Пайманковых, Бердиных (Алабердиных), Сулиных, Мирских, Варламковых, Лемпиных и Милясовых. А население бассейна Балыка было приписано к приходской Богородицкой церкви в Сургуте. Крещенные аборигены, тем не менее, не отказались от своей традиционной веры и продолжали втайне поклоняться своим божествам. Однако, ни в XVIII в., ни позже, правительством и духовенством не применялись какие-либо жесткие меры к инородцам-двоеверцам. Всякий раз, когда идет речь о христианизации сибирских инородцев в XVII-XIX веках, подчеркивается, что следствием ее стало двоеверие. Отчасти так действительно можно определить синкретическую религию ханты, которую фиксируют исследователи до настоящего времени. Однако процесс христианизации наложил более глубокий отпечаток на религиозную культуру инородцев. Даже та ее часть, которую ученые называют "традиционной", т.е. языческой, в том виде, как она существует сейчас, сформировалась за века под влиянием православных традиций, которые ханты переняли и удивительно органично "вписали" в свои верования.
Культура ханты в течение длительного времени испытывала влияние и формировалась под воздействием культур других этносов. В частности, так называемые "хантыйские" чувалы (глиняные камины в домах) и глиняные хлебные печи переняты у сибирских татар. Но особую роль в развитии материальной и духовной культуры салымских ханты сыграли русские. В 20 веке влияние русских на способ ведения хозяйства и образ жизни остяков отмечали многие исследователи. Население Салымского края – салымские и балыцкие ханты, жившие вблизи русских, многое переняли у последних. Как писал в 1925 г. С.А. Куклин "Многие из них говорят по-русски, носят русскую одежду, живут в домах, более или менее напоминающих русские”. Салымских остяков называли "лошадными", так как у них основным средством передвижения была лошадь. Не так давно был найден документ 1914-15 гг. по делу об опеке над имуществом умершего инородца юрт Тангиных Тундринской управы Никиты Васильева Мумракова. Документ этот интересен тем, что дает представление о традиционном домохозяйстве лошадных ханты: поселение состояло из двух изб, крытых тесом (одна изба в полу крыта тесом), крытого корой лабаза и крытого тесом амбара. Из предметов интерьера жилого дома упомянуты два "простых" деревянных стола, чугунная колташиха, медный на четверть ведра чайник и медный же полуведерный самовар. Орудия промысла состояли из двух неводов (в 50 и 70 саженей) и кремневого дробового ружья. В хозяйстве держали 5 лошадей, из них 4 кобылы и 1 мерин, из оснастки – 3 хомута, 3 седла и 3 дуги.
Названия отдельных населенных пунктов края появляются в начале XIX века в переписях населения ("ревизских сказках"). Из этих документов известно о существовании в XIX в. юрт Вагликовых, Соровых, Кындаковых (Кинтусовских), Тимиковых и Айтаровых, Салымских соровых, Милясовых, Сулиных, Куниных, Лемпиных, Мирских, Рымовых, Савкуниных, Ясыкиных, Аламиных, Савойкиных, Салтыковых, Вынгиных, Очимкиных, Усть-Балыцких, Чеускиных, Печиных, Каркатеевых, Сарантеевых. Некоторые из этих населенных пунктов давно исчезли с географических карт, другие существуют и в настоящее время. А есть известные жителям района названия поселений, на местах которых возникли современные: юрты Усть-Балыцкие - г.Нефтеюганск, Чеускины - пос.Чеускино, Лемпины - пос.Лемпино, Каркатеевы - пос.Каркатеево, юрты Кинтусовские - пос.Салым.
В 1879 году были созданы новые административные единицы - инородческие управы, которые в Сургутском округе Тобольской губернии были реорганизованы и объединяли несколько волостей. Большая часть территории нынешнего Нефтеюганского района находилась в ведении Тундринской инородческой управы, в том числе Салымская и большая часть Подгородно-Юганской по рекам Большой и Малый Балык, протокам Горной, Юганская Обь. Селения по верхнему течению Б. Салыма остались в ведении Нарымской инородной управы, юрты Каркатеевы и Немчиновы перешли в состав Юганской. Такое административное деление просуществовало до 1917 г., а с установлением советской власти были отменены волости, управы заменены сельсоветами, уезды названы районами. Населенные пункты бассейна Салыма стали относиться к Сытоминскому сельсовету Сургутского района, а бассейна Балыка - к Тундринскому сельсовету Сургутского района. В середине 20-х годов XX в. была перекроена прежняя административная структура. В 1925-26 гг. на основании Временных Положений об управлении туземных племен и об организации судебной части на северных окраинах Тобольского округа были созданы следующие туземные советы: Карымский (вогульский) в Кондинском, Юганский (остяцкий) в Сургутском, Казымский (остяцкий) в Березовском и Сынский (остяцко-самоедский) в Обдорском районах.
Первая четверть XX столетия для населения Салымского края была столь же бурной и неспокойной, как и для всей страны. Судя по статистическим документам, в 20-х годах прошлого века произошли радикальные изменения численности населения региона. Причины очевидны: отразились все процессы, происходившие в стране – революция, гражданская война, голод, эпидемии. Последние, по-видимому, уносили особенно много жизней. Так, например, в 1925 г. С.А.Куклин писал: "В течение последнего десятка лет число балыкских остяков значительно уменьшилось, вследствие имевших здесь место больших эпидемий (особенно большая эпидемия была в 1923—1924 году". Эти сведения подтверждаются информацией из отчета Тобольского окрисполкома: "Для оказания туземцам Севера медицинской помощи в районах их обитания и для ведения среди них культурно-просветительской работы на средства, ассигнованные областным Комитетом Севера и Комитетом Севера при ВЦИК, был сформирован и направлен в район р.Юган, наиболее пострадавший в течение ряда предыдущих лет от стихийных бедствий и эпидемий, культурно-санитарный передвижной отряд в составе просвещенца, медфельдшера и переводчика. Отряд этот в период времени с 1 октября 1925 г. по 24 июля 1926 г. объехал местности по рекам Большой и Малый-Юган, Балык, Салым, Аган, Пим и Тром-Юган. Отрядом проведен ряд лекций, бесед, сопровождавшихся демонстрацией картин посредством волшебного фонаря, обследована работа советских и хозяйственных организаций, выявлены бытовые и хозяйственные нужды туземцев".
Вследствие голода и эпидемий вымерла значительная часть населения бассейна Салыма, освободились богатые охотничьи угодья. И в 30-е годы прошлого века в верховья Салыма переселилось несколько семей ханты с Югана, где уже в 20-х годах сложились неблагоприятные условия для промысла: почти полностью исчез соболь, сократилось количество белки, зайцев, оленей. На Салым юганские ханты мигрировали не случайно. Многие семьи, например, Каюковы с Большого Югана, издавна выезжали в бассейн Салыма и Малого Балыка на сезонный охотничий промысел, им были хорошо известны эти места. Так что промысел юганских ханты в Салымском крае можно назвать "традиционным". Видимо, это явилось определенной исторической предпосылкой миграции.
В 1929-м году на территории края началась сплошная коллективизация. Сначала создаются так называемые "машинные товарищества", а затем – рыбколхозы. В феврале 1930 г. была образована Усть-Балыкская коммуна "Красный туземец". Основной ее деятельностью была добыча рыбы, но коммуна содержала также молочное стадо коров. В этом же году коммуна им. Ленина была организована в юртах Чеускиных, реорганизованная через три года в колхоз. В целом начавшийся процесс коллективизации, а затем укрупнения колхозов, проходил весьма медленно и к Отечественной войне 1941 г. не был завершен. Начавшаяся война стала испытанием для жителей района, как и всей страны. В соответствии с Конституцией, с 1939 г. ханты подлежали мобилизации. На фронт из бассейна Салыма ушло 78 мужчин, вернулись только 9 (в том числе с территории Лемпинского совета мобилизованы 43, вернулось 4). Недостаток рабочих рук заметно сказался на экономике края – в 1941-42 гг. резко снизилась добыча рыбы и продуктов охотничьего промысла. В 1942 г. в район, согласно государственному плану расселения, прибыла тысяча семей переселенцев, в том числе в Чеускино и Сарантеево по 10 семей.
В послевоенные годы основным историческим фоном событий в регионе было продолжение коллективизации и укрупнения колхозов. К осени 1946 г. на территории Нефтеюганского района существовали следующие колхозы: "Красный Национал (Усть-Балык), им. Сталина (Лемпины), им. Панова (Кинтус), им. Челюскинцев (Соровые), им. Ленина (Чеускины), им. Смидовича (Саторины), рыбартель им. Орджоникидзе (Милясовы), рыбартель "Утренняя заря" (Совкунины). Наряду с рыбодобычей и охотой, колхозы занимались скотоводством, лесосплавом. А колхозы Усть-Балыцкого и Салымского советов еще и земледелием. Хотя последнее занятие не приносило ощутимых результатов, т.к. местное население не было приучено к земледелию и занималось им с крайней неохотой.
Основой экономики края по-прежнему было рыболовство. Условия труда рыббригад были нелегкими, подчас отсутствовали элементарные условия для жизни работников и хранения добытой рыбы. Тем не менее, объемы рыбодобычи возрастали и перекрывали довоенные нормы. Жительница пос. Лемпино Анна Алекссевна Наргина вспоминает, как приехала сюда в 1948 г. из Вагайского района. Тогда в деревне были: сельсовет, контора рыбкооперации, магазин, фельдшерско-акушерский пункт, четырехлетняя школа-интернат, изба-читальня. В 50-е годы в том же Лемпино появились почта, два магазина, коопзверопромхоз, звероферма и скотоводческая ферма.
Самые крепкие хозяйства были у переселенцев (в основном, из-под Челябинска и Тавды), которые жили в отдельном поселке недалеко от Лемпино. Они, помимо рыболовства и скотоводства, занимались также выращиванием овощей, овса и ячменя. С декабря 1950 г. в крае началась кампания по укрупнению колхозов. В несколько поселков были практически насильно переселены жители малонаселенных пунктов. В это время прекратили свое существование многие традиционные хантыйские поселения, например, юрты Соровские, население которых вместе с избами (!) переехало в село Лемпино. В списке оставленных поселений – юрты Милясовы и Варисовы, Мирские и Рымовы, и многие другие. Переселившиеся в новые места ханты утратили связь со своими традиционными промысловыми угодьями. "Укрупнение" в районе завершилось к 1957 году.
Пожалуй, самым крупным пунктом к этому времени стало село Чеускино – центральная усадьба колхоза им. Ленина и центр сельсовета. Сюда в 1954 г. был переведен Усть-Балыкский сельсовет, переименованный в Чеускинский. Несмотря на бытовые и хозяйственные тяготы, политические коллизии, связанные с развернувшимися после войны репрессивными кампаниями (с "расхитителями социалистической собственности", с "безродными космополитами" и др.), край жил и развивался. Коллективизация и укрупнение имели и некоторые положительные оценки - продолжилась прерванная войной "культурная революция": оборудовались избы-читальни, Красные чумы, медпункты, строились бани.
Визгалов Г.П.
Нефтяной оплот страны
Будущее северного края определяли геологоразведочные работы, направленные на поиск нефти и газа, возобновившиеся после Великой Отечественной войны. Принятый Министерством геологии в 1950 году план поисков нефти стал претворяться в жизнь. С поступлением необходимого оборудования началось бурение, и в 1952 году его объем составил 996 м. Сейсморазведочные работы были огромным подспорьем в ведении поисковых работ. Но все же в ряде мест бурение начиналось без проведения геофизических исследований. Так, в 1952 году в Березове была заложена опорная скважина, впоследствии признанная бесперспективной. Вскоре она была заброшена. Уже на следующий год Министерство нефтяной промышленности посчитало нецелесообразным дальнейшее проведение разведывательных работ на территории региона и приняло решение о свертывании и сокращении объёмов геофизических исследований. Вслед за этим решением последовала ликвидация Ханты-Мансийской и Покурской опорных скважин. Но именно в этот момент на той самой заброшенной скважине был зарегистрирован мощный газонефтяной фонтан. Буровая "Березовская скважина №24" была разрушена мощью этого фонтана, но именно он возвестил о начале новой эпохи в развитии края и всей страны.
В один из жарких дней июля 1961 года на берег Юганской Оби близ Усть-Балыкских юрт высадился отряд геологоразведчиков, возглавляемый М.И. Ветровым, с бригадой плотников под руководством К.А. Иванченко. Поселок назвали Партсъездовский - в честь ХХ съезда КПСС. Начали его строить со школы, и 1 сентября 13 человек пришли в класс маленького деревянного домика к первой учительнице Лилии Федоровне Исаевой. В неизмеримо трудных условиях работали разведчики недр, но уже через несколько месяцев, 5 октября, в канун исторического XXII съезда КПСС над Усть-Балыком поднялся первый нефтяной фонтан. Ровнин, Салманов, Горский, Савельев, Биншток и Кожевников рапортовали Тюменскому геологоуправлению: "На скважине Р-62 в 13-35 ударил фонтан нефти с газом. Струя сильная, емкостью дебит замерить не удается, видимо, не менее 200 тонн". Затем были новые фонтаны, а 18 декабря 1962 года Усть-Балыкское месторождение окончательно подтвердило, что запасы его богатейшие. Из скважины № 63 ударил фонтан с суточным дебитом нефти 800 тонн. Такого в Тюменской области еще не было. О богатейших запасах Усть-Балыка заговорили по всей стране. Отовсюду потянулись на "малую землю" люди. Поселок было решено переименовать в Нефтеюганский, объединив в этом слове "черное золото" Сибири и Юганскую Обь. В августе 1963 года строители ввели среднюю школу на 280 мест, население обслуживало 4 медицинских работника. А в марте следующего года сюда прибыли промысловики...
16 октября 1967 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета о преобразовании поселка Нефтеюганск – в город Нефтеюганск.
В апреле 1980 года нефтяники округа добыли миллиардную тонну нефти с начала пятилетки. И именно в этом году началась история Нефтеюганского района: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1980 года за счет территорий, подчиненных Нефтеюганскому горисполкому, и части территории Сургутского района образован Нефтеюганский район, с административным центром - городом Нефтеюганском.
Территория Нефтеюганского района с севера и востока граничит с Сургутским районом, с запада - с Ханты-Мансийским, с юга примыкает к Уватскому району Тюменской области. Необходимость его образования была вызвана бурным ростом и развитием нефтяной промышленности, развитием города и близлежащих поселков. Требовалось постоянно решать вопросы отвода земли под строительство дорог, кустовых площадок, городских объектов. По этим и многим другим вопросам приходилось обращаться в Сургут, что вызывало большие неудобства в работе и потерю времени.
Образование района стало новым этапом в экономическом и культурном развитии региона. На его территории, равной 25-ти тыс. квадратных километров, проживало около 30-ти тысяч жителей. Здесь открыты и эксплуатируются крупные месторождения: Мамонтовское, Правдинское, Тепловское. Они обеспечивают почти 3/4 объема добычи нефти региона и дают основной прирост.
За первые годы плодотворной работы аппарата райисполкома, исполкомов сельских Советов, депутатов, организаций, предприятий, учреждений, находящихся на территории Нефтеюганского района, произошло много значительных изменений:
Построено жилья - 173,2 тыс.кв.м., школ - на 2600 ученических мест, детсадов - на 1030 детей, поликлиник - на 130 посещений в день, больниц - на 105 коек, 4 магазина, предприятий общественного питания - на 180 посадочных мест, около 10-ти библиотек, два клуба - на 400 мест. В 1984 году открыт мост через реку Юганская Обь.
На промыслах района добыто сверх плана 1,7 млн. тонн нефти, 80,6 млрд. куб. газа. Освоен 1 миллиард рублей капитальных вложений, в развитие коммунального хозяйства района вложено15,5 млн. рублей, введены котельные и водоочистные сооружения, получили дальнейшее развитие сети канализации, водотеплоснабжения.
В 1984 году план реализации промышленной продукции выполнен на 100%. На 165 тыс. тонн перевыполнен план по добыче нефти, на 15,4 млн. куб. м. – по добыче попутного газа, на 5% перевыполнен план по вывозке древесины.
Привлечено доходов в государственный бюджет СССР 588,3 млн. рублей, больше намеченного плана на 3,9 млн., в целом за два года привлечено доходов 1 млрд. 150,4 млн. рублей, больше предыдущих двух лет пятилетки на 22%.
Бюджет района выполнен на 105,8%, сэкономили в расходах 179,0 тыс. рублей. В 1985 году решением Нефтеюганского райисполкома начата координация деятельности учреждений культуры, добровольных обществ. Намечены планы на создание районного культурно-спортивного комплекса - в целях повышения эффективности проведения культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Тогда же во всех средних образовательных школах района вводится курс "Основы информатики и электронно-вычислительной техники". Создаются кабинеты электронно-вычислительной техники, оснащаются микрокалькуляторами и оборудованием с утвержденным типовым перечнем кабинеты математики, физики, химии. Делается ставка на изучение и распространение передового педагогического опыта по организации изучения электронно-вычислительной техники, ее внедрению в учебный процесс.
С 1990 года начинается комплексная работа по обустройству поселков и их социально-экономическому развитию.
Интенсивное развитие района привело к быстрому росту рабочего поселка Пыть-Ях, который в 1990 году получил статус города окружного подчинения. В соответствии с законом РСФСР "О местном самоуправлении" от 06.07.91 г. образована администрация Нефтеюганского района, на территории которой находятся шесть администраций сел и поселков. Администрация района осуществляет руководство культурно-политическим, хозяйственным строительством, устанавливает бюджет, руководит деятельностью подчиненных ей комитетов, обеспечивает охрану общественного порядка, соблюдение законов. Приоритетным направлением является забота о людях. Свой 20-летний юбилей Нефтеюганский район встречал на подъеме экономического, социального и духовного потенциала. Вся его территория в тот период была одной большой стройкой. Добрые изменения в районе во многом связывались с переменами в политике, экономике страны, крепнущим Ханты-Мансийским автономным округом, устойчивым конституционным развитием местного самоуправления:
На территории Нефтеюганского района располагалось - 38 месторождений, на 35 из них были выданы лицензии на право разработки и разведки. Основные объемы нефтедобычи обеспечивают – Мамонтовское, Правдинское, Средне-Балыкское, Южно-Сургутское и Мало-Балыкское месторождения. Главным разработчиком становится ОАО "Юганскнефтегаз", которое добывает "черное золото" на 20-ти месторождениях, перекачивая более 25 млн. тонн нефти в год.
Кроме объединения "Юганскнефтегаз", добычу нефти ведут "СПД" Салым Петролеум Девелопмент, НАК "Аки-Отыр", АО "Ханты-Мансийскнефтегазгеология", АО "Обьнефтегазогеология", "Узуннефть", "Тюменьнефтегаз". Нефтеюганский район занимает первое место в округе по плотности расположения нефтяных месторождений: 65% всей его площади отнесено к лицензионным территориям.
За 20 лет в Нефтеюганском районе добыто 620 млн. тонн нефти, более 16 млрд. м. куб. газа. Сфера образования насчитывает 20 детских садов и такое же количество школ. В 1997 году в Нефтеюганском районе появилось первое высшее учебное заведение: в пгт. Пойковский открылся филиал Тюменского государственного университета.
За 20 лет количество медицинских учреждений возросло в три раза. На территории района построено 732,7 тыс.м.кв. жилья, детских садов на 4155 мест, школ на 6421 место, больница на 255 коек, клубов на 2168 мест, торговых площадей на 6863 м. кв. В районе работают 282 торговых объекта, их товарооборот составил 112,6 млн. рублей на каждого жителя. Достижения в области культуры и спорта принесли славу Нефтеюганскому району не только на территории России, но и далеко за ее пределами.
Возникший почти на пустом месте, за рекордно короткий срок, крупнейший топливно-энергетический комплекс мирового масштаба, в состав которого входит и Нефтеюганский район – сегодня является надежным нефтяным оплотом в деле экономического преобразования нашей страны.
В хронике развития Нефтеюганского района за последние годы можно проследить, как динамично на когда-то преимущественно сырьевой территории реализуются социально значимые программы.
Сегодня, как и тогда, у истоков становления, нерушимым остается главный приоритет - забота о людях, чей самоотверженный труд на благо района, округа, страны заслуживает признания и благодарности, заслуживает быть вписанным в историю.
|