В марте 1976 года в суровом неосвоенном крае высадился первый десант Строительно-монтажного поезда № 524. Была поставлена первая палатка и дано начало Когалыму на Югорской земле. Марк Григорьев в статье "На Уренгой", опубликованной в журнале "Юность" в 1977 году, писал: "Двадцать палаток и красное полотнище на флагштоке, да шесть венцов недорубленной бани - такой я впервые увидел станцию Когалымскую, точнее, площадку, где обосновался таежный десант. Когалымская - острие атаки дорожных строителей, пробивающих трассу на Уренгой, сотый километр от разъезда Ульт-Ягун. Палатки поставили тринадцать человек в самое пуржное время, в феврале-марте. Две недели пробивался сюда санный поезд, две недели натужно ревели двигатели бульдозеров, пропахивая зимник для автомашин в двухметровых сугробах. Две недели тринадцать человек ночевали в крошечном прорабском вагончике, поставленном на полозья".
В решениях XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза было записано: "Начать строительство железной дороги Сургут - Уренгой". Уренгой - это там, где река Пур впадает в Тазовскую губу, часть Обской губы. За Обской губой - Карское море, там - Северный Ледовитый океан.
И потянулась со всех концов Советского Союза молодежь на Север. В их комсомольских путевках, выданных ВЛКСМ, было написано: "...комсомольцы, отвечая на призыв Коммунистической партии и Советского правительства, изъявили желание участвовать в сооружении важнейшей стройки пятилетки. Комсомольская организация уверена в том, что они, принимая активное участие в строительстве железной дороги Сургут - Уренгой, своим самоотверженным трудом внесут достойный вклад в выполнение исторических решений Коммунистической партии Советского Союза, оправдают высокое доверие Ленинского комсомола".
15 марта 1976 года официально был создан СМП-524. Его начальником назначили Александра Павловича Питерского. Об этом человеке хочется сказать много хорошего, ведь до сегодняшнего дня первостроители с теплотой и нежностью вспоминают о нем. Он был справедливым, порядочным, отзывчивым человеком, рабочих знал по имени-отчеству, помнил их дни рождения.
Родом Александр Павлович из Ворошиловградской области. Был воспитанником детского дома, работал слесарем, мастером, начальником участка, начальником производственно-технического участка. Закончил техникум, а позже - институт. С 1967 года постоянно работал в студенческих отрядах Тюменской области, возглавлял двадцатитысячный республиканский отряд украинских студентов.
Как говорил сам А.П. Питерский: "Весь этот винегрет привел меня в кресло начальника СМП. В Киеве было немало заманчивых предложений, но я понял, что если буду работать на Большой земле, все время подтачиваемый своей "сибирской болезнью", рано или поздно сяду в самолет и улечу в Тюмень. Лучше один раз отрезать. Вот и "отрезал"!"
И закипела работа. Сразу началась подготовка к приемке грузов и людей. Расчистили место для посадки вертолетов, по зимнику притащили вагончик, где разместилась прорабская.
Нельзя не назвать имена десантников-первопроходцев:
плотник Ненастьев В., плотник Лигачев Н., плотник Харченко В., вальщик Балютис Р., механизатор Тышкивский Н., повар в котлопункте Тышкивская Л., плотник-столяр Косив Ю., плотник-столяр Федоров О., мастер Лаптий Л., нормировщик Сырых К. М., прораб Ткаченко В., рамщик Кулаков В., шофер Кизилов А., бухгалтер Лигачева Р., геодезист Гоголь Д., маляр Дубенко В., инженер НТО Гузий Н., мастер погрузочно-разгрузочных работ Лажевская Н.; первая медсестра - Куприй С, первая воспитательница - Сорокина Л., первые учителя - Кудрявцева В.И. и Барановская Н.С., первый продавец - Бакумова В.; первые путейцы - Закржевский В., Козак В., Мельниченко М., Мастюков М.
Этот список можно продолжать и продолжать! Первопроходцы - это сильные и смелые люди. Настоящие романтики! Было создано пять бригад - лесорубов, механизаторов, плотников, транспортных рабочих. Постоянно работали бойцы студенческих отрядов с Большой земли, которые в основном рубили просеку.
К весне рядом с палаточным городком появилась первая пилорама. Отсутствие досок сдерживало работу, и вот 16 июля 1976 года изготовлена первая доска. Ее, совсем некрасивую, корявую, щербатую, Георгий Семочкин и Владимир Бигун несли в палаточный городок с большой радостью. По этому поводу состоялся даже небольшой митинг на пилораме. За лето в поселке появились общежития, детский сад; бригада Кудрявцева поставила для ребятишек первую школу. Потом построили столовую, пекарню.
Нормировщица К.М. Сырых стала первой женщиной, прибывшей на таежный "пятачок". Она работала с энтузиазмом и огоньком. Ее муж Г.И. Лавров был инженером по технике безопасности. Он инструктировал всех студентов, отвечал за их безопасность. Геннадий Иванович был единственным в поселке участником Великой Отечественной войны. Г. И. Лавров - Почетный гражданин города Когалыма, люди с любовью вспоминают о нем.
Молодежь жила очень дружно. Палатки не закрывались, а случаев воровства никто не помнит. В поселке был "сухой закон", праздники отмечали с чаем. Был свой вокально-инструментальный ансамбль. В.А. Ткаченко с Р. Балютисом ездили в Клайпеду за инструментами.
Была пожарная машина, действовали добровольная пожарная дружина, добровольная народная дружина. Дружинники следили за порядком. Тайгу жалели, старались, как можно меньше вырубать деревья.
Работали от зари до зари, тогда не знали, что такое восьмичасовой рабочий день. Вечерами собирались возле костров, готовили, сушили обувь. Все дружно мечтали о будущем.
Сотрудники аппарата принимались на работу со своими канцтоварами. Бумагу доставали, кто где мог. Кое у кого были счеты - это уже прогресс.
Зимой морозы доходили до -55: техника выходила из строя, разваливались на глазах стальные опоры. А летом - жара, тучи назойливых комаров и мошки, ведь вокруг болота, глушь. От укусов мошки распухали глаза и губы. Спасались, как могли: жгли ягель, шили пологи из марли. Но лето - это громко сказано: ведь в июне еще прохладно, а в августе - уже прохладно. Осень радовала всех ягодами, грибами, шишками, красотой природы. Лодки-моторки были почти в каждой семье. По реке Ингу-Ягун перебирались на другой берег, туда, где сейчас стоит наш город. Грибов здесь было видимо-невидимо, белки не боялись людей. А рыбы сколько водилось! Щук ловили на красный материал.
К первомайскому празднику поставили двадцатиместную палатку-клуб, в ней были стол с кумачовой скатертью, радиоприемник. Поселок радиофицировали, чтобы людям веселее жилось. А какое удовольствие было смотреть фильмы в клубе-палатке, которые показывал киномеханик Егоров В.
Из решения исполнительного комитета Сургутского районного совета депутатов трудящихся от 31. 08. 1976 № 122, № 123: "Вновь возникшему населенному пункту управления "Тюменьстройпуть" присвоить наименование - поселок СМП № 524-Когалымский Тром-Аганского сельсовета".
"Разукрупнить Тром-Аганский сельский Совет и вновь образовать Ульт-Ягунский и Когалымский сельские советы депутатов трудящихся, выделив их соответственно из административных границ Тром-Аганского сельского совета".
Здравоохранение развивалось наряду с другими социальными сферами будущего Когалыма. Женщины ездили рожать в Сургут. Но не всегда успевали. Первой медсестре Куприй С. приходилось самой и роды принимать. Чуть позже прибыли врачи Чиглинцева Л.М. (в 1979 году была назначена главным врачом), Воробьевы.
Решение исполнительного комитета Сургутского районного совета депутатов трудящихся от 31.08.1976 № 125: "Об открытии начальной школы на железнодорожной станции Когалымской".
Выделили комнату под школу и две комнаты под детский сад. В первую смену здесь занимались дети младших классов, во вторую смену - старшеклассники. Часто не было тепла, света, но дети учились, любили своих учителей Н. С. Барановскую и В.И. Кудрявцеву.
Решение исполнительного комитета Сургутского районного совета депутатов трудящихся от 29.08.197 № 118: "Об открытии восьмилетней общеобразовательной школы в поселке Когалым, вечерней средней при восьмилетней школе поселка Когалым".
В 1977 году приехали энергичные, полные сил педагоги Чекурова (Гаврилова) Т. Г., Михайлова Г. И. Работающую молодежь вовлекали в вечернюю школу под девизом "Каждому молодому труженику - среднее образование". В детском саду работала воспитателем Л. Сорокина, чуткий, добрый человек. В 1976 году в детском саду было 15 детей.
Работала столовая на 80 человек. Организовали временную баню. Отопления в домах не было, поэтому отапливались от работающего дизеля. Квартиры в домах типа ЭПШ считались лучшими, престижными.
Первые свадьбы в суровом краю! Были заключены браки между Згарбур Борисом и Екатериной, Лазуркевичами Владимиром и Натальей, Балютис Р. и Лантух Н.; Ермашовым Ю. и Агаки Н., Драчевым А. и Захаровой Н.
Первый магазин был открыт 7 ноября 1976 года, продавцом в нем была оформлена В. И. Бакумова.
Почту получали и отправляли вертолетом. Любопытный и примечательный факт: вертолетчики сбрасывали посылки первостроителям на специальную площадку, и они нередко лежали там до вечера, пока не приходили хозяева и не забирали их.
Решение исполнительного комитета Сургутского районного совета депутатов трудящихся от 22.12.1976 № 179: "Об открытии отделения связи в населенном пункте станция Когалымская".
На строительстве поселка работами руководил прораб Сазонов И.Т. Молодые мастера Л. Лаптий и С. Жуковин приехали позже. Они были энтузиастами своего дела! Массовое переселение из палаток в деревянные постройки завершилось к новому 1977 году. Но палаточные городки еще возрождались дважды, когда со всех уголков Советского Союза на стройку приезжали студенты.
Выписка из "Пояснительной записки к годовому отчету по производственно-хозяйственной деятельности СМП-524 управления строительства "Тюменьстройпуть" за 1976 год": "В отчетном году построены следующие здания стройбазы и жилпоселка:
1) лесоцех на 1 пилораму, 2) дизельная электростанция, 3) пекарня на 3 тонны хлеба в сутки, 4) магазин, 5) столовая, 6) баня, 7) общежития на 50 человек - 3 штуки, 8) жилые дома типа ИП-420 - 4 штуки, 9) дома контейнерного типа - 7 штук".
Когда проложили железнодорожное полотно, на станцию Когалымскую с 1977 года начал ходить маленький рабочий поезд, состоявший из тепловоза и одного вагона, который рабочие шутя называли "бичевоз". От Когалыма до Сургута приходилось ехать 10 часов. (Сегодня на легковом автомобиле можно проехать это расстояние за 2-3 часа).
Основной задачей работников СМП-524 было проложить железную дорогу от разъезда Покачи (40-й километр от Ульт-Ягуна) до Ноябрьска (203-й километр). К новому 1977 году были сданы 150 км трассы до Ноябрьска. Закипела работа по отсыпке земельного полотна и строительству мостов. Это позволило СМП-524 с октября 1977 по май 1978 года проложить 100 км железнодорожных путей до станции Ноябрьск.
В суматохе будней, в работе почти незаметен бег времени. Стали появляться улицы - Пионерная, Комсомольская, Таежная, Студенческая, Широкая...
В августе 1978 года были проведены первые выборы в сельский совет. Выборы в "красном уголке" конторы СМП-524 состоялись и в Сургутский районный совет, и в поселковый совет Когалыма. В то время это мероприятие проходило радостно, весело: все были молодые, поселок - маленький. Председателем исполкома поселкового совета был избран В. А. Вознюк, ранее работавший начальником станции. Паспортной службы не было, все документы проходили через Ульт-Ягун.
Сережа Сорокин - первый ребенок, рожденный на станции Когалымская, на улице поселка Когалым. 1977 г. Поселок Когалым. Архивный отдел администрации муниципального образования город Когалым. Ф. 5 7. Oп. 1.Д. 17.Л. 1.
Выписка из "Пояснительной записки к Генеральному плану города Когалыма, составленной Ленинградским государственным институтом проектирования городов": "Территория г. Когалыма приурочена к долинам рек Ингу-Ягун, Кирилл-Высьягун и водораздельной равнине. Вся территория в значительной степени заозерена и заболочена".
Здесь нефть и люди связаны в одно. Для одержимых, сильных этот край. Тут жизни легкой просто не дано, Но сильный выживает, так и знай!
Выборнова Н.
К концу 70-х здесь появились первые нефтедобытчики. 19 мая 1978 года издан приказ № 277 "Главтюменнефтегаза" об организации нефтегазодобывающего управления "Повхнефть" в составе производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз". Нефтяники, преодолевая большие трудности, осваивали среди непроходимых болот новые месторождения.
В 1978 году местные недра "расщедрились" на первую тонну нефти, добытую нефтяниками НГДУ "Повхнефть" из седьмой скважины Повховского месторождения, названного в честь знаменитого бурового мастера Степана Повха.
20 марта 1980 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 247 о строительстве в Западной Сибири городов Когалыма и Лангепаса.
В 1980 году на территории поселка проживало 4,5 тысячи человек. В этом же году прибывают строительные организации прибалтийских республик. На них была возложена почетная миссия по строительству города у реки Ингу-Ягун.
Выписка из постановления Совета Министров Эстонской Советской Социалистической Республики от 29 июля 1980 года №494 (г.Таллин) "О дополнительных мерах по обеспечению начала строительства жилых домов и автомобильных дорог в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса": "Госплану ЭССР... на 1981-1985 годы представить предложения по распределению заданий на строительство жилых домов в поселке Когалымском по исполнителям..."
Благодаря прибалтийским и азербайджанским строителям Когалым в градостроительном плане - город неординарный: везде царит архитектурное своеобразие, улицы просторны и воздушны.
В 1983 году по приказу Министерства нефтяной промышленности приехал в поселок Когалым работать оператором по добыче нефти и газа на Повховском месторождении Саблин Веньямин Алексеевич. Работать было нелегко, но трудолюбие, энтузиазм помогали преодолевать трудности. Пришла и оценка его труда: заслуженный работник нефтяной промышленности, орден Красного Знамени, ордена Трудовой славы II и III степени.
15 августа 1985 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселку Когалым присвоен статус города.
В переводе с языка ханты Когалым означает гиблое место. Но город, омываемый с трех сторон реками, скорее напоминает сказочный, удивительный полуостров.
8 декабря 1987 года министр нефтяной промышленности СССР В. А. Динков подписал приказ о создании с 1 января 1988 года производственного объединения "Когалымнефтегаз" во главе с В. Ю. Алекперовым в составе "Главтюменнефтегаза".
Когалымский нефтяной район стремительно рос, расширяя свои границы на сотни километров.
25 ноября 1991 года было подписано постановление Совета Министров РСФСР № 18, согласно которому был образован нефтяной концерн "ЛУКОЙЛ".
2 января 1992 года подписан приказ о вступлении в должность президента ЛУКОЙЛа В.Ю. Алекперова.
9 апреля 1993 года принято постановление Совета Министров России № 299 "Об учреждении акционерного общества открытого типа "Нефтяная Компания "ЛУКОЙЛ".
Первенец собственного танкерного флота нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", спущенный на воду на Херсонском судостроительном заводе в 1996 году, был назван "Когалым". Сегодня о "ЛУКОЙЛе" известно всему миру!
В 1995 году решением Совета директоров НК "ЛУКОЙЛ" был создан Западно-Сибирский филиал компании с центром в Когалыме.
Наш город называют столицей "ЛУКОЙЛа", жемчужиной Западной Сибири. Когалымские "университеты" прошли десятки, а может быть, и сотни тысяч профессионалов. Здесь начинали свою карьеру президент НК "ЛУКОЙЛ" В.Ю. Алекперов, глава Администрации Президента РФ С. С. Собянин, председатель Совета Международного объединения профсоюзных организаций ОАО "ЛУКОЙЛ" М. Г. Кирадиев.
Все это памятно, мило и дорого сердцу каждого горожанина - нефтянику, строителю, врачу, учителю, нашим детям. Сегодня наш город - современный, благоустроенный, с удобными для жилья кварталами светлых домов, с широкими улицами: Дружбы народов, Янтарная, Прибалтийская, Ленинградская, Югорская, Молодежная...
Особое удивление и восхищение вызывают памятники города, международный аэропорт, ледовый дворец "Айсберг", школа искусств, Дворец спорта, Дворец бракосочетания, мечеть, бульвары, фонтаны. По решению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Когалыме открыто подворье одного из старейших православных монастырей Европы.
Два десятилетия истории города - срок небольшой, но он наполнен стабильностью жизни, громадьем новостроек, миллионами тонн нефти, творческими достижениями. Атмосфера уюта, тепла и добрых человеческих отношений царит в городе. И это здорово!
История нашего города полна событий важных и значительных, какие в старых городах с многовековым укладом происходили в течение многих десятков лет. Мы любим свой город, Когалым - наша судьба, наша биография.
Мой город - между небом и землей - Построен был на сваях и песке. Неповторимо-сказочный такой, В таежном живописном уголке.
Н. Выборнова
Материал подготовлен З.А.Фистик, заведующей архивным отделом администрации муниципального образования город Когалым.
Основные этапы исторического развития
1971 год Открыты первые в этих местах нефтяные месторождения - Ватьеганское и Тевлино-Русскинское.
1976 год 15 марта 1976 года официально был создан Строительно-монтажный поезд № 524. 31 августа 1976 года населенному пункту присвоено наименование - поселок Когалымский. 7 ноября 1976 года открыт первый магазин. На станции Когалымская заложен первый дом.
1977 год Открыты первый детский сад "Елочка" и первая школа.
1978 год Открыто рабочее движение, начал ходить рабочий поезд. Местные недра "расщедрились" на первую тонну нефти, добытую нефтяниками Нефтегазодобывающего управления "Повхнефть" из скважины № 7 Повховского месторождения, названного в честь бурового мастера, первооткрывателя Самотлора - Степана Повха. Образован Когалымский поселковый Совет.
1980 год Вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о строительстве в Западной Сибири города Когалыма. На территории города проживало 4,5 тысячи человек. Начали прибывать строительные организации Прибалтийских республик.
1981 год В поселке Когалым сдан первый пятиэтажный кирпичный дом.
1982 год Открыта первая аптека.
1985 год 15 августа поселку Когалым присвоен статус города окружного подчинения.
1986 год Вышел в свет первый номер городской газеты "Когалымский рабочий".
1987 год Открыт выставочный зал города.
1988 год Образовано производственное объединение "Когалымнефтегаз". Открыт кинотеатр "Янтарь".
1992 год Из аэропорта "Когалым" совершен первый пассажирский рейс на Тюмень.
1993 год Сборная альпинистов Когалыма выехала в Непал, где совершила первое восхождение на вершину Аннапурна, высота которой - более 8 тысяч метров.
1994 год Построена поликлиника для обслуживания взрослого населения на 850 посещений.
1995 год Решением Совета директоров НК "ЛУКОЙЛ" был создан Западно-Сибирский филиал компании с центром в г. Когалыме. Городская команда юных шахматистов впервые завоевала звание чемпионов Тюменской области. В международной выставке-конкурсе "Этот мир мой", организованной ЮНЕСКО, победила юная художница из Когалыма Елена Оторвина.
1996 год На Херсонском судостроительном заводе спущен на воду первый танкер концерна "ЛУКОЙЛ", получивший имя "Когалым". Первым избранным мэром города стал Александр Сергеевич Гаврин.
1997 год Открыты храм Апостолов Петра и Павла и мусульманская мечеть. Ансамбль танца "Метелица" впервые стал дипломантом международного фестиваля "Славянские каникулы" в болгарском городе Варна.
1998 год Город впервые посетил Патриарх Всея Руси Алексий II, осветивший Храмовый комплекс, на котором стало действовать Патриаршее Подворье Свято-Успенского Пюхтицкого Старвопегиального женского монастыря Московского патриархата. Юные когалымчане впервые стали чемпионами России по мини-футболу. Вышел первый выпуск городской детской газеты "Весточки".
1999 год Впервые в город приехал Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. Средние школы № 5 и № 9 стали лауреатами Всероссийского конкурса "Школа года - 99". Предприятия "ЛУКОЙЛа" добыли в Западной Сибири первый миллиард тонн нефти.
2000 год Открыт музей изобразительных искусств. Сдан в эксплуатацию родильный дом. Открыт крытый ледовый дворец с искусственным ледовым покрытием, молодежный центр "Метро".
2003 год Открыт Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга надежды".
2004 год Открыт Дворец бракосочетания. Получен диплом "Самый благоустроенный город России за 2003 год" За выдающийся вклад в благотворительную миссию Западно-Сибирский холдинг занесен в "Золотую книгу нации".
2005 год Открыта "Аллея звезд", где будут увековечены имена талантливых когалымчан. Установлен бронзовый бюст в память о Степане Повхе (сквер) и мемориальная доска на проспекте В. Г. Шмидта.
2006 год Построена кольцевая транспортная развязка на пересечении улиц Югорская - Дружба Народов - Молодежная. 03.10.06 - официальное открытие памятника легендарному нефтянику В. Г. Шмидту. Присутствовали президент ОАО "ЛУКОЙЛ" В. Ю. Алекперов, Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А. В. Филипенко.
|