Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Брюллов Карл Павлович. «Автопортрет». Из коллекции фонда поколений
Рубрикатор / Музейные коллекции/Художественная галерея Фонда поколений

Брюллов Карл Павлович. «Автопортрет». Из коллекции фонда поколений

Брюллов Карл Павлович (1799–1852)
«Автопортрет»
1820–1830-е гг.
Слоновая кость, акварель
8 х 6,5 см
Поступление: 2000 г. Даритель: ОАО «Ханты-Мансийский банк»

Миниатюрный автопортрет К.П. Брюллова выполнен в 1820-1830-х гг. В это время художник работал в Италии над своим знаменитым произведением «Последний день Помпеи», в одном из персонажей которого можно увидеть портретное сходство с самим Брюлловым. Автопортретный в своей основе образ художника с ящиком красок и кистей на голове, созданный в картине «Последний день Помпеи», очевидно, нашел отражение и в миниатюрном портрете автора, находящемся в собрании Фонда. В частности, на это указывает обращенность фигуры на миниатюре и на картине влево. Тот же наклон курчавой головы, только на картине взор мастера обращен вверх, словно он обозревает панораму гибнущего от извержения вулкана Везувий города, а на миниатюре - вдаль. Отличие проявляется и в некоторых деталях одежды. Костюм на миниатюрном изображении юноши в соответствии с модой эпохи написан в романтическом стиле. Никаких примет времени, профессии, социальной принадлежности, зато подчеркнуто сходство с совершенными и величавыми героями искусства Древней Греции. Кстати, по свидетельствам многих современников, молодой Карл Брюллов тонкими чертами лица в обрамлении вольно вьющихся кудрей действительно напоминал Аполлона. В этом лице - отпечаток неспокойной, непокорной, ищущей натуры. Это уже человек, живущий идеями и тревогами сложного для Европы и России времени - середины 1820-х гг. За проведенные в Италии годы Брюллов создал целый цикл автопортретов. Одна из основополагающих идей развивающегося романтизма - жгучий интерес к индивидуальности, неповторимому духовному миру человека. Эстетика романтизма декларировала «свободу личности» — право на независимость, протест против сословных преимуществ. Стремление утвердить в обществе положение творческой личности вызвало взлет жанра автопортрета. Миниатюра не окончена (принцип non finito весьма характерен для художника - многие известные его произведения остались незавершенными), но уровень ее исполнения очень высок. А использованные для ее создания материалы - тонкая пластина слоновой кости, дорогие пигменты - придают миниатюре изысканность и позволяют отнести ее к разряду истинных раритетов.
Источники
Художественная Галерея Фонда поколений
Страница источника
Предметный указатель
Коллекция фонда поколений. Оригинальная графика
Брюллов Карл Павлович. «Автопортрет». Из коллекции фонда поколений