Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Декоративно - прикладное искусство
Рубрикатор / Традиционная культура/Этнические традиции в современной культуре/Народное искусство

Декоративно - прикладное искусство

Зачастую произведения народных мастеров связаны с обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культовой природе или мифологической обусловленности этого обычая.

Исследователи Югры разных времен (Г.Ф. Миллер, А.Х. Лерберг А.А., Дунин-Горкавич, С.И. Руденко, Р.Р. Полле, А.А. Рождественский, Ф.Ф. Ларионов, И.Н. Шухов и др.) отмечали: "ремесла у коренных жителей достаточно развиты", их разнообразные особенности представляют широкое поле для изучения и применения в современном декоративно-прикладном искусстве.

В народном творчестве нет контрастных перемен художественных стилей. В ходе его эволюции появляются новые мотивы, меняется степень стилизации и характер старых мотивов. Изображения, связанные с коренными представлениями о мире, обретают более узкий смысл (например, в различных знаках-оберегах, украшавших бытовые предметы) или начинают играть чисто декоративную роль.

Наиболее общим элементом в народном творчестве служит родившийся в древности орнамент, который помогает достичь органического единства композиции. Он глубоко связан с естественной красотой материала, техникой исполнения и индивидуальным для каждого мастера чувством предмета, его пластической формы.

Если для творчества народов, тесно связанных с земледелием, характерен растительный орнамент, то в прикладном искусстве народов, основным занятием которых были охота и рыболовство, преобладает орнамент с условными изображениями мифологических образов животных и птиц, их следов. Солярные же знаки (солнце, луна, звезды) встречаются практически у всех народов, независимо от рода их традиционной хозяйственной деятельности.
Одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства является вышивка. Возникновение ее восходит к давним временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Вышивка совершенствовалась по мере перехода от каменного и костяного шила к костяной, затем - бронзовой и позднее - стальной игле, а также под влиянием прядения, ткачества, красильного дела и других ремесел.

Вышивка - это нанесение узоров или изображения льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, металлическими нитями, волосом, бисером, монетами и другими средствами на различных тканях, коже, войлоке...

Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, создания декоративных панно. Разнообразны виды швов: крест, гладь, набор, роспись, тамбур, мережка, перевить, настил и др. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки как совсем плоские, так и выпуклые, от легчайших контурных или ажурных до ковровых, плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется преимущественно счетной вышивкой (отсчетом нитей полотна), криволинейный "свободный" - по заранее нанесенному контуру.

У ханты и манси вышивка постепенно, в силу объективных причин, утрачивала свое значение: еще в период существования на Волге Булгарского государства в Югру в большом количестве поступал бисер в обмен на меха, рыбу, кедровые орехи (известно, что булгары ввозили многие товары, в том числе и бисер, из Ирана и Малой Азии), а на привозимых разноцветных (ситцевых) тканях вышивать было просто негде.
Источники
Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Дунин-Горкавич Александр Александрович
Ларионов Фёдор Филиппович
Лерберг А.Х.
Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович)
Полле Р.Р.
Рождественский А.А.
Руденко С.И.
Шухов И.Н.
Декоративно - прикладное искусство