Обращение к деревянной скульптуре в нашем таежном краю обусловлено большими возможностями материала. Мастер как бы постепенно выявляет скрытую поначалу объемную форму, удаляя ненужные части древесины. В этом ему помогают творческая фантазия, умение, чуткость - качества, которыми владеют известные в округе Татьяна Тенева (г. Белоярский), Виталий Вербицкий (г. Когалым), Захар Григорьев (г. Лангепас), Дмитрий Сапрон (г. Мегион).
На рубеже Х1Х-ХХ веков в Югре появляются сказочные ларцы, туески, панно — так сохраняются деревянная резьба и обработка изделий из бересты, одни из древнейших и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Мастера-резчики Виктор Эберц, Федор Трифонов, Ирина Сафронова и другие виртуозно владеют всеми видами резьбы: объемной, профильной, высокорельефной, плоскорельефной, выемчатой, контурной, сквозной, накладной. Их работы радуют глаз своей красотой и разнообразием.
С начала 1990-х годов мастера-художники округа все больше увлекаются сравнительно новым для Югорской земли видом искусства — батиком. Среди них Ольга Бубновене из Когалыма, Альфия Мухаметова из Мегиона, Виктор Банников из Нефтеюганска.
Относительно небольшая численность коренного населения в округе, урбанизация, связанная с динамичным промышленным освоением края, агрессивное вторжение в жизнь современных сибиряков западной массовой культуры привели к ситуации, при которой возникла угроза традиционным видам народных промыслов и ремесел, имеющим многовековую историю, таким, например, как резьба по кости, изготовление изделий из меха и кожи и др.
|