Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Ваховская береста
Рубрикатор / Традиционная культура/Этнические традиции в современной культуре/Народное искусство

Ваховская береста

Искусство любого народа является государственным достоянием, поэтому находится под его защитой. В Указе президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов" от 7 октября 1994 г., в частности, говорится о том, что "сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов необходимо признать одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры".

В культурном наследии обско-угорских народов особую художественную ценность представляют изделия из бересты и в том числе так называемая ваховская береста. В берестяных изделиях сохранилась редчайшая для нашего времени архаичная техника процарапывания узора с последующим выскабливанием внутреннего коричневого слоя. Данная техника более всего приближена к графической и дает мастеру полную свободу действий. Поэтому удивительно разнообразны и выразительны узоры, выполненные на бересте.

Что касается ваховской бересты, то можно сказать, что при нанесении орнамента свобода действий мастерицы здесь достигает своего наивысшего развития, это совершенно особый, уникальный пласт хантыйского искусства, это особый художественный промысел. Поэтому ваховская береста требует к себе и особого, пристального внимания специалистов. Центральной фигурой художественного промысла является народный мастер, который несет в себе традиции своего народа.
Специалисты Союза художников России, Союза мастеров традиционного искусства обско-угорских народов прилагают все усилия, чтобы поддержать, развить этот уникальный промысел. Поэтому некоторые ваховские мастерицы сегодня признаны на всероссийском уровне и носят звание "Народный мастер России".

Прасина Светлана Петровна родилась на стойбище, возле речки Колог-Туйне, притоке реки Вах. Светлана Петровна обладает особым, лишь ей присущим, чувством пластики декора берестяных изделий. Разнообразные коробочки и иные предметы, сделанные ее руками, восхищают всех, кто так или иначе связан с народным искусством. Она впитала в себя и ныне опирается на три главные основы традиционного искусства: историческая преемственность, бытовая необходимость и природное окружение, т.е. искусство в ее руках еще не вычленено из этнографической среды, существует в самой первой, самой целостностной своей форме. Светлана Петровна талантлива от природы, она остро ощущает линейные, пластические ритмы, гармонично соотносит орнамент с формой, материалом. Она участница окружных, областных и российских выставок, поэтому специальной комиссией по народному искусству в г. Москве она единодушно принята в Союз художников и ей присвоено звание "Народный мастер России".

Ваховская береста и внутренний мир хантыйского человека живут, разговаривают с нами посредством многочисленных узоров, выскобленных рукой другой великолепной мастерицы - Евдокии Николаевны Прасиной. Как жизнь многообразна, так и орнаменты этой женщины не похожи один на другой, они бесконечно варьируются, перетекая с одного изделия на другое. Узоры этой мастерицы невозможно спутать с другими, и в то же время каждая вещь, созданная ее руками, неповторима. И в этой неповторимости особая привлекательность, особое обаяние изделий Евдокии Николаевны.

Мастер Прасина, являясь неповторимой в своем индивидуальном творчестве, работает в рамках традиционного искусства. В настоящее время работы этой мастерицы украшают коллекции многих художественных и этнографических музеев.

У Евдокии Николаевны растет внучка - Снежана, ей всего 12 лет, но уже сегодня можно сказать, что это мастер по бересте. Постоянно находясь рядом с бабушкой, Снежана уже вобрала в себя нюансы данного художественного промысла. Чтобы нежный, бархатистый слой выскобленной бересты заиграл, крайне важно правильно подобрать материал, т.е. правильно выбрать бересту. Снежана с бабушкой это делать умеют, они долго и тщательно могут искать нужное дерево. Рассматривая изделия этой 12-летней девочки, можно уверенно сказать, что у ваховской бересты есть будущее.
В п. Корлики Нижневартовского района сегодня живет целое поколение молодых мастериц из рода Могульчиных. Мастерство они переняли у народного мастера России Агриппины Григорьевны Могульчиной, которая, к сожалению, ушла из жизни, прожив чуть более 40 лет. Техникой выскабливания по бересте Агриппина Григорьевна владела виртуозно, это великий мастер своего дела. Все в ее руках оживало, играло, и она была безмерно предана своему искусству, была влюблена в творчество.

Сегодня нет Агриппины Григорьевны, но жива ее песня, великая песня любви к искусству своего хантыйского народа, пропетая в орнаменте на многочисленных изделиях из бересты, что хранятся в музеях и в частных коллекциях.

Много, много поколений мастериц по бересте взрастила и взращивает ваховская земля, многие из них в мастерстве не уступают своим именитым землячкам, имеющим звание "Народный мастер России". Они жили и живут в Колекъегане, Сосновом Бору, Большом Ларьяке и других поселках и стойбищах Нижневартовского района.

Искусство обско-угорских народов - это живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность. Поэтому каждый предмет, изготовленный ваховской мастерицей, является не только бытовым предметом, но и памятником культуры.
Источники
Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Могульчина Агриппина Григорьевна
Прасина Евдокия Николаевна
Прасина Светлана Петровна
География
Нижневартовский р-н/Большой Ларьяк д.
Топографические ориентиры/Вах р.
Нижневартовский р-н/Колекъеган д.
Нижневартовский р-н/Корлики с.
Нижневартовский р-н
Нижневартовский р-н/Сосновый Бор д.
Ваховская береста
Ваховская береста
Ваховская береста
Ваховская береста
Ваховская береста