Неврев Николай Васильевич (1830–1904) «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» 1876 г. Холст, масло 98,5 х 129 см Поступление: 2001 г.
В 1870-е гг.Н. В. Неврев обратился к темам русской истории, и историческая живопись впоследствии стала преобладающей в его творчестве. Для конкурса, объявленного А.В. Праховым в связи с основанием в Москве Исторического музея, Неврев исполнил три произведения: «Признание Лжедмитрия Сигизмундом III» (1874, Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева); «Роман Галицкий» (1875, Художественный музей Республики Беларусь); «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1876, местонахождение этого исторического полотна до 2001 г. было неизвестно). Все три вышеназванные картины экспонировались на IX выставке {ТПХВ} в Петербурге и Москве (1881), представленные Невревым в связи с решением стать членом товарищества. В 1877 г. тема Смутного времени была продолжена картиной {«Присяга Лжедмитрия I Сигизмунду III на введение в России католицизма»}.
История иллюстрируемого художником события из Смутного времени России полна интриг и загадок. В 1604 г. в имении польского магната Адама Вишневецкого под городом Самбором (Западная Украина) появляется человек, называющий себя царевичем Димитрием, сыном Иоанна Грозного. В Москве считали, что этот самозванец в действительности монах-расстрига Григорий Отрепьев. Вишневецкий, воспользовавшись таким «удачным» обстоятельством и военной поддержкой короля Польши Сигизмунда III, готовит поход на Москву. Изображенное художником боевое оружие, висящее на стене, — символ готовности к походу, а бумага, зачитываемая Вишневецким Лжедмитрию, — письмо от короля, в котором говорится, что он готов предоставить войско. Поход начался осенью 1604 г., и уже в июне 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву. Перед тем как направиться в Речь Посполитую, Григорий Отрепьев побывал в монастыре у Марфы Нагой, матери царевича Димитрия, которая якобы отдала ему единственную сохранившуюся у нее реликвию погибшего сына — наперсный крест. Его и показывает Лжедмитрий Вишневецкому как доказательство того, что он настоящий царевич. Стоящий за спиной Вишневецкого польский ксендз — представитель католической церкви, которая была заинтересована в походе на Москву для установления на Руси католичества.
|