Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Малявин Филипп Андреевич. «Автопортрет с женой и дочерью». Из коллекции фонда поколений
Рубрикатор / Музейные коллекции/Художественная галерея Фонда поколений

Малявин Филипп Андреевич. «Автопортрет с женой и дочерью». Из коллекции фонда поколений

Малявин Филипп Андреевич (1869–1940)
«Автопортрет с женой и дочерью»
1910 г.
Холст, масло
285 х 232 см
Поступление: 1998 г.

Масштабное полотно представляет собой апофеоз стиля модерн на русской почве. Ф. А. Малявин писал это произведение в своем имении в Рязанской губернии, которое строил с большим размахом. К тому времени он был прославленным мэтром, академиком, модным портретистом петербургского света. В 1911 г. живописец выставил работу на VIII выставке {СРХ}, однако портрет не имел успеха и был увезен художником в эмиграцию, сначала в Ригу, а затем во Францию. Долгое время место его нахождения было неизвестно. Наследие Малявина — художника глубоко национального, и происхождением, и всем творчеством связанного с Россией, оказавшегося чужим в чужой стране, бедствовавшего и умершего в нищете, — было рассеяно. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. портрет был продан его дочерью Зоей (на портрете она изображена с куклой в руках) на аукционе «Сотбис» и оставался в семье купившего его предпринимателя, дети которого в итоге и продали картину в конце 1990-х гг. Так в собрании Ханты-Мансийской художественной галереи оказалось произведение, которое исчезло из поля зрения публики более чем на три четверти века. Привычный {«крестьянский Малявин»} становится здесь «шикарным» Малявиным. Для выходца из деревни, ставшего нуворишем, академиком и художником, чьи картины выставлялись и имели успех не только в России, но и за ее пределами, автопортрет стал символом самоутверждения в обществе и в искусстве. Огромные размеры полотна, декоративный характер живописи, будто имитирующей драгоценную мозаику, старинную переливающуюся парчу, производят сильное впечатление. Это сам стиль модерн в его характерном дуализме: избыточный эстетизм — и балансирование на грани пошлости, загадочность, фантастичность общей обстановки — и многозначительность символов, сложнейшая живописно-декоративная система — и орнаментальность вычурной линии, столь свойственные модерну. И все это феерическое живописно-ритмическое пиршество не заслоняет ощущения тоски, тревоги и даже трагизма, особенно заметного в лице мужской модели.
Источники
Художественная Галерея Фонда поколений
Страница источника
Предметный указатель
Коллекция фонда поколений. Живопись
Малявин Филипп Андреевич. «Автопортрет с женой и дочерью». Из коллекции фонда поколений