Малявин Филипп Андреевич (1869–1940) «Автопортрет с женой и дочерью» 1910 г. Холст, масло 285 х 232 см Поступление: 1998 г.
Масштабное полотно представляет собой апофеоз стиля модерн на русской почве. Ф. А. Малявин писал это произведение в своем имении в Рязанской губернии, которое строил с большим размахом. К тому времени он был прославленным мэтром, академиком, модным портретистом петербургского света. В 1911 г. живописец выставил работу на VIII выставке {СРХ}, однако портрет не имел успеха и был увезен художником в эмиграцию, сначала в Ригу, а затем во Францию. Долгое время место его нахождения было неизвестно. Наследие Малявина — художника глубоко национального, и происхождением, и всем творчеством связанного с Россией, оказавшегося чужим в чужой стране, бедствовавшего и умершего в нищете, — было рассеяно. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. портрет был продан его дочерью Зоей (на портрете она изображена с куклой в руках) на аукционе «Сотбис» и оставался в семье купившего его предпринимателя, дети которого в итоге и продали картину в конце 1990-х гг. Так в собрании Ханты-Мансийской художественной галереи оказалось произведение, которое исчезло из поля зрения публики более чем на три четверти века. Привычный {«крестьянский Малявин»} становится здесь «шикарным» Малявиным. Для выходца из деревни, ставшего нуворишем, академиком и художником, чьи картины выставлялись и имели успех не только в России, но и за ее пределами, автопортрет стал символом самоутверждения в обществе и в искусстве. Огромные размеры полотна, декоративный характер живописи, будто имитирующей драгоценную мозаику, старинную переливающуюся парчу, производят сильное впечатление. Это сам стиль модерн в его характерном дуализме: избыточный эстетизм — и балансирование на грани пошлости, загадочность, фантастичность общей обстановки — и многозначительность символов, сложнейшая живописно-декоративная система — и орнаментальность вычурной линии, столь свойственные модерну. И все это феерическое живописно-ритмическое пиршество не заслоняет ощущения тоски, тревоги и даже трагизма, особенно заметного в лице мужской модели.
|