Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Литье древнее культовое
Рубрикатор / Археологическое наследие

Литье древнее культовое

Литье древнее культовое, небольшие плоские или объемные фигурки (до 20 см) из меди или бронзы, передающие антропо- и зооморфные образы. В научной литературе также используется термин «металлопластика». Выделяются два этапа развития Л. д. к. в среде западно-сибирского коренного населения: ранний и поздний. Ранний этап (X в. до н.э. — I—II вв. н.э.) характеризуется появлением и широким распространением Л. д. к. на всей территории таежной полосы Урала, Зауралья и Западной Сибири. Формируется единая система отражения в металле мировоззрения лесных народов. Общая сакральная идея и региональные особенности её воплощения в металле (моделировка и композиционное оформление изделий) определили два основных направления развития Л. д. к., связываемые с уральской (зауральской) и среднеобской зонами распространения. Первая связана с ананьинской культурой и отличается сплошной техникой литья, реалистичным исполнением образов, статичностью фигур. Среднеобское направление связано с кулайской культурой, характеризуется литьем с небольшим количеством просветов, придающих изделиям эффект «ажурности», с выраженной гипертрофированностью деталей изображаемых образов. На территории автономном округа древнейшая плоская культовая отливка происходила из поселения Шеркалы—XIII (Октябрьский район), датируемого X—VII вв. до н.э. Многочисленные сборы Л. д. к. раннего периода получены в ходе раскопок Барсовского комплекса. Поздний этап (II—III вв. по XIV—XV вв.) характеризуется исчезновением «ажурности». Изделия становятся деталями костюма, что объясняет тщательную обработку их поверхности и наличие петелек на обратной стороне или по верхнему контуру. Раньше Л. д. к. в регионе встречалось в основном в составе кладов или на культовых местах (Холмогорский, Лозьвинский, Кулайский и др.). На позднем этапе литье представлено в составе погребального инвентаря в могильниках (Сайгатинский, Усть-Балыкский и др.). С начала активного взаимодействия угро-самодийских народов с русским населением (вторая половина XV в.) навыки обработки цветных металлов утратились коренным таежным населением. Культовые металлические фигурки новейшего время изготавливали, как правило, из олова, свинца или жести. Сюжеты этого периода связаны с переосмыслением древних образов.

С. А. Терёхин.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Западная Сибирь
Октябрьский р-н
Предметный указатель
Барсов Городок. Статья из 1-го издания (2000 год)
Сайгатино
Усть-Балык
Шеркалы