Литье культовое, термин, употребляющийся в этнографии по отношению к предметам культурного назначения, отлитым из металлов или их сплавов. Носители архаичного религиозно-мифологического мировоззрения придают важное значение предметам Л. к., потому что, по их представлениям, они обладают сверхъестественными свойствами. По функции предметы Л. к. можно разделить на маги-охранительные и ритуальные. К первым относятся подвески, накладки, прядки и другие детали костюма с культовой символикой. Ко вторым — одинарные зооморфные, антропоморфные и антропозооморфные фигурки и изделия сюжетного характера с двумя и более персонажами (т.н. идолы — вместилища духов). Наиболее популярные персонажи западно-сибирского Л. к.: медведь, птицы, лягушка, заяц, антропоморфные духи-покровители (предки-богатыри). Реже встречаются изображения рыб, змей, оленей, лошадей. Зарождение Л. к. относится к эпохе раннего железного века. В это время сложились два стиля Л. к.: ажурное литье кулайской археологической культуры и плоское литье усть-полуйского типа. Кулайские фигурки отличаются наличием проемов между деталями, а усть-полуйские — сплошным рельефом. Для обоих стилей характерна «скелетность» (передача рельефными валиками ребер, желудка и сердца у фигурок). Наиболее распространенные персонажи раннежелезного Л. к. — хищная птица в геральдической позе (развернутые крылья, фасовый ракурс), «ящеры» — фантастические существа с чертами щуки, бобра, ящерицы. В эпоху средневековья (начало I тыс. н.э. — середина II тыс. н.э.) в Л. к. Урала и Западной Сибири распространились образы медведя, водоплавающей птицы (или лапки) и предка-богатыря (или личины). До начала II тыс. н.э. литые культовые вещи изготавливались в домашних очагах, затем появились специализированные мастерские. Основная масса Л. к. производилась в односторонних каменных или керамических формочках. Иногда литые изделия изготовлялись по оттискам в глине высококачественных импортных вещей. Наряду с изделиями местного производства в Западной Сибири, начиная с раннего железного века, появлялось импортное литье из бронзы и серебра (Иран, Волжская Булгария, Золотая Орда, древнерусские княжества). Болгарские мастера в Л. к. ориентировались на традиционные сибирские образы и сюжеты. В XVIII — начале XX вв. потребность обских угров в литых культовых изделиях удовлетворяли специализированные мастерские в Тобольске. После присоединения Западной Сибири к Русскому государству местное Л. к. пришло в упадок. Культовые изделия местного производства в XVII—XX вв. стали редкостью, а в качестве сырья вместо бронзы и серебра использовали олово и свинец.
Лит.: Чернецов В. Н. О проникновении восточного серебра в Приобье // Тр. Института этнографии. Нов. сер. — М.; Л., 1947; Косарев М. Ф. Западная Сибирь в древности. — М., 1984.
С. Г. Пархимович.
|