Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Личина
Рубрикатор / Археологическое наследие

Личина

Личина, архаичная форма слов «лик, лицо» — синоним маски. В урало-сибирской археологии и этнографии применяется как термин, означающий фасовое изображение лица антропоморфной или морды зооморфной (антропозооморфной) фигуры. Л. подразделяются на скульптурные (круглая скульптура и рельефная), граффити (процарапанные фигурки), живописные (наскальная живопись). По технике выполнения скульптурных изображений различаются резные (кость, дерево), пластичные (лепные глиняные и литые металлические).

Антропоморфная деревянная скульптура обских угров отличается своеобразным архаичным стилем. Ее характерные черты: столбообразное или дисковидное туловище без детализации частей тела или с ногами, руками и признаком пола, тщательное оформление собственно Л., у которой рельефно выступают лоб и нос, а остальная часть — углубленная плоскость с глазами и ртом в виде выемок-лунок. О древности стиля обско-угорской антропоморфной скульптуры свидетельствуют археологические параллели. Деревянные идолы с Л., аналогичными обско-угорским, обнаружены в торфяниковых памятниках Северной Германии, Латвии, Финляндии, Литвы и Среднего Урала. Наиболее близкие из них — идолы с Шигирского, Карасьеозерского и Горбуновского торфяников (близ Екатеринбурга и Нижнего Тагила), но в трактовке обско-угорских деревянных Л. есть различия. На небольших фигурках, изображающих умерших предков (иттарма, аккань), Л. — круглоголовые, иногда в виде плоскости, без глаз, рта и носа.

Л. идолов, изображающих духов высоких рангов (менквов, мисхумов, миснэ, най отыров, духов — хозяев территории, сыновей Нуми Торума), более разнообразны в детализации. Так, доброжелательных лесных духов (миснэ и мирхум) изображали, как правило, круглоголовыми. Л. духов — покровителей селений, территории (предков-богатырей) и менквов отличаются остроголовостью. До сих пор у ханты и манси распространен обычай вырезать антропоморфные Л. на стволах живых деревьев в священных местах. Исключительное явление — изображение дополнительной личины на женском идоле с мансийского святилища Щахэлойки на р. Северная Сосьва. Со слов информатора, это изображение скорбящей матери с дочерью. В раннем железном веке на Урале и в Западной Сибири широко распространились бронзовые антропоморфные, зооморфные и антропозооморфные культовые фигурки, выполненные в технике плоского одностороннего литья. На них часто встречаются антропоморфные и птицевидные Л. (изображения хищных птиц), наряду со сложными композициями представлены и одиночные изображения. В Нижнем и Среднее Приобье преобладали одиночные изображения. В конце раннего железного века и в раннем средневековье значительно распространились антропоморфные Л. овальной или округлой форм (без туловища), а также фигурки воинов с Л. и шлемами. Трактовка лица у них близка по стилю деревянной Л.: Т-образная линия бровей и носа, овальные или круглые впадинки глаз и рта. Среди литых Л. нередко встречаются изображения без Т-образной линии носа и бровей, лишь глаза и рот в виде углублений. С мифическими персонажами, тотемными предками-покровителями родов и предками-богатырями связаны антропоморфные бронзовые Л., выполненные в технике одностороннего плоского литья (I — начало II тыс. н.э.). В это же время появились и фигурки воинов, процарапанные на бронзовых и серебряных бляхах, дисках, блюдах. Л. этих фигурок, по мнению исследователей, передают лица богатырей в сфероконических шлемах с полумасками (прорези для глаз и длинное наносье, защищавшее нос от ударов). Рядом с рельефными литыми или процарапанными фигурками богатырей встречаются и отдельные Л., вероятно, изображавшие души убитых врагов. На керамике в эпоху неолита и энеолита известны рельефные Л. животных и птиц, венчающие бортики сосудов, нос и уши в виде валиков, глаза-углубления. Таким ообразом изображались духи-хранители, имевшие облик медведя, змеи и хищной птицы. В это же время появились на керамике плоскостные изображения антропоморфных Л., выполненные при помощи гребенчатых штампов. Предполагается, что это изображения богатырей.

В культуре обских угров сохранился такой своеобразный вариант Л., как берестяные маски, которые надевают на Медвежьих праздниках. Подобные маски, но из серебра, встречены в погребениях раннего средневековья в Нижнем Прикамье и на территории Венгрии. Эти погребения исследователи связывают с протовенграми, отделившимися от угорского этнического массива в начале I тыс. н.э. Некоторые различия в трактовке Л. объясняются, с одной стороны, возможностями техники (лепка, резьба, литье, процарапывание), а с другой — функциями и характеристиками изображаемого существа. Наиболее лаконичные варианты Л. (овалы глаз и рта без общего контура лица) свидетельствуют об их знаковом характере. Семантика несомненно связана с представлениями мифологического, тотемного и религиозного характера.

Лит.: Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой пол. XX в. — Л., 1970; Кокшаров С. Ф., Широков В. Н. Материалы по изобразительной деятельности древнего населения Урала (Репринт). — Свердловск, 1990; Гемуев И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. — Новосибирск, 1990.

С. Г. Пархимович.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Западная Сибирь
Топографические ориентиры/Нижнее Приобье
Топографические ориентиры/Среднее Приобье
Упоминается в статьях
Низямы
Личина
Личина
Личина
Личина