Сайгатинский этап (XIII—XIV вв.) нижнеобской культуры древних ханты выделен Н. В. Федоровой, А. П. Зыковым, В. М. Морозовым, Л. М. Тереховой (1991) и назван по наиболее ярким памятникам — Сайгатинским могильникам. К С.э. относятся городище Барсов Городок-IV/I, селища Барсова Гора-IV/I, IV/16, IV/17, Кучиминское-XVI, Ермаково-XIV, могильники Барсовский-IV, Сайгатинский-II, поздние погребения Сайгатинский-I, III, IV, Ленк-Понк, святилища Сайгатинское-I и на городище Барсов Городок-I/6 — в Сургутском Приобье, городище Мань-Няслан-тур и поздние погребения Уна-Пая и др. — в Нижнем Приобье. Ареал памятников С. э. охватывает Нижнее Обь-Иртышье и Сургутское Приобье. Поселения XIII—XVI вв. находились на значительном (0,2—1 км) удалении от берега, в глубине террас, что, вероятно, было обусловлено возрастанием военной опасности, угрожавшей главным образом со стороны речных магистралей.
Поселения различны по величине: от небольших (3 - 4 жилища) до крупных (39 жилищ). Постройки расположены преимущественно скученно, без определенного порядка. Большинство поселков не укреплены, а мощность укреплений городища Барсов Городок-IV/I, состоящих из мелкого неширокого ровика и прерывистого вала, сильно уступала фортификации конца I — начала II тыс. Жилища средней площадью около 40 кв. м со слабо углубленным в землю котлованом и с песчаной подсыпкой стен подобны жилищам предшествующего периода. В жилищах XIII—XIV вв. сохранялся коридорообразный выход и очаг с каменной обкладкой в центре постройки. У жилищ XV—XVI вв. выход не прослеживается, помимо наземных очагов в углу некоторых построек ставились глинобитные чувалы. Кроме прямоугольных на некоторых поселениях открыты многоугольные постройки, что связано с воздействием культуры мигрировавших с юга под давлением тюрок самодийцев.
Погребальный ритуал подобен обряду предшествующего кинтусовского этапа. Ряды могил становятся более четкими, а ориентация костяков устойчивой. Наряду с традиционными мелкими встречаются могильные ямы глубиной 1,5—1,8 м. Умерших укладывали в гробовища-колоды, которые имели приспособления для опускания. Погребения различаются по составу и богатству инвентаря. Выделяется группа захоронений воинов с богатым вооружением: кольчугами, саблями, импортными серебряными украшениями и сосудами, которого значительно больше по сравнению с кинтусовским этапом. Местные украшения костюма представлены литыми бронзовыми пронизками, полыми стилизованными зооморфными и плоскими подвесками, которые становятся все более грубыми.
В XV—XVI вв. появляется литье бляшек из олова. Изделия из железа были местными и привозными: сабли, топоры, ножи, наконечники копий и стрел, кольчуги, шлемы, кресала и др. В начале XIII в. в Сургутском и Нижнем Приобье гончарство деградировало: глиняные сосуды вытесняются бронзовыми котлами, более удобными и легкими, что было важно в условиях рыболовческо-охотничьего хозяйства, связанного с необходимостью сезонных миграций. Глиняные сосуды становятся грубее, а орнаментация примитивнее (горизонтальные ряды оттисков крупнозубого гребенчатого штампа или наколов). В XV—XVI вв. появились лепные сосуды, копирующие по форме гончарные. Количество глиняной посуды резко сокращается. Из глины продолжали делать тигли, льячки, литейные формы. Широко распространена деревянная и берестяная посуда в погребениях. Хозяйство населения Нижнего Обь-Иртышья и Сургутского Приобья на С. э. оставалось в основе рыболовческо-охотничьим, при этом возрастала роль пушной охоты (бобр, соболь, куница и др.), продукция которой шла на обмен. Возросло количество импортных (болгарских, древнерусских, золотоордынских) вещей.
В целом на С. э. происходит определенный упадок своеобразной материальной культуры хантыйского населения. Это видно на примере керамического, бронзолитейного производства. Технологические схемы и качество изделий местных кузнецов уступали мастерству металлургов и кузнецов Восточной Европы — Руси и Волжской Болгарии, а на юге — мастерству древних тюрок. Это вело к вытеснению местных изделий импортными и постепенной утрате навыков выплавки и обработки железа, бронзолитейного дела, от которых к XVIII в. осталось лишь литье оловянных бляшек в формах, вырезанных из дерева и коры. Присоединение Сибири к России в конце XVI в. и начало русской колонизации привели к дальнейшей утрате культурного своеобразия аборигенов и распространению всё большего влияния русской культуры.
Лит.: Чернецов В. Н. Нижнее Приобье в I тысячелетии нашей эры // Материалы и исследования по археологии СССР. — М., 1958; Федорова Н. В., Зыков А. П., Морозов В. М., Терехова Л. М. Сургутское Приобье в эпоху средневековья // Вопросы археологии Урала. Вып. 20. — Екатеринбург, 1991.
В. А. Могильников.
|