Усть-Полуйская культура, памятники перегребнинского типа (названия соответствуют по городищу Усть-Полуй в Салехарде и поселению Перегребное-IV на нижней Оби), V - IV вв. до н.э. — I - II вв. н.э. Выделена В. Н. Чернецовым (1941, 1953), занимала Нижнее Приобье, частично — Нижнее Прииртышье с Нижней и Средней Кондой, Верхней и Средней Тавдой, где памятники синдейского типа являются локальным вариантом У.-П. к. Памятники У.-П. к. известны также в районах правобережья Печорского Предуралья и левобережья Верхнего Прикамья, прилежащих к Уралу. Памятники У.-П. к. представлены городищами, расположенными на мысах и возвышениях террас, неукрепленными селищами, культовыми местами. Укрепления городищ состоят из рва и вала. На поверхности прослеживаются западины от жилищ-полуземлянок, которые имели подпрямоугольную форму размером до 11 х 10 м с глубиной котлована до 1 м. В центре постройки иногда на небольшом возвышении или в окружении земляного валика находился открытый очаг, а вдоль стен — земляные нары, которые застилали шкурами. По обе стороны от очага располагались столбы, на которые опиралось перекрытие кровли. В центре ее, между столбами, было дымовое отверстие. Керамика У.-П. к. вылеплена из глины с примесью дресвы и толченого слюдистого сланца, круглодонная. Характерны котловидные сосуды на полых усеченно-конических поддонах с невысокой, слабо отогнутой наружу шейкой. Довольно бедный орнамент покрывал верхнюю треть сосудов, шейку, отчасти плечики и состоял из пояска ямок вдоль венчика и рядов оттисков вертикально и наклонно поставленного зубчатого штампа. На части сосудов — узор из отпечатков шнура. Иногда узор ограничивается рядом ямок.
В I в. до н.э. на территории У-.П. к., вплоть до низовий р. Обь и Таз, из Среднего Приобья проникает население кулайской культуры, предки самодийских народов, что документируется распространением керамики, орнаментированной мелкими фигурными штампами типа «уточки». Это приводит к трансформации облика У.-П. к. Основным занятием населения У.-П. к. были рыболовство и охота, но соотношение и направленность этих отраслей хозяйства были неодинаковы в разных районах. На крупных реках и сопутствующих им озерах ведущую роль играло рыболовство при подсобном значении охоты. На севере было велико значение охоты на северного оленя, особенно в местах переправы оленьих стад через реки в период сезонных миграций. Среди орудий труда и предметов быта усть-полуйцев были широко распространены изделия из кости и оленьего рога, редко — из бивня мамонта или клыка моржа. Это наконечники стрел, роговые накладки луков, гарпуны, зубья острог, пластины от панцирей, ножи и рукояти железных ножей и шильев, детали собачьей и оленьей упряжи, скребки для мездрения шкур, иглы, игольники, ложки, гребни и др., завершения рукоятей и спинки их оформлены скульптурными и барельефными фигурками зверей и геометрическим орнаментом. На Усть-Полуйском городище найдены лезвия лопат для уборки снега и ледовые подводки, препятствующие скольжению. Представлены также изделия из бронзы: крупные специфичные втульчатые наконечники стрел усть-полуйского и кулайского типов, мелкие наконечники скифских типов, украшения: бляхи, перстни (городища Усть-Полуй, Няксимволь на Северной Сосьве), нашивные накладки, зоо- и антропоморфные изображения. Культовые места У.-П. к. слабо исследованы. Культовое место с остатками жертвоприношений человека и собак открыто на Усть-Полуйском городище в Салехарде, однако не выявлено, к какому комплексу оно относится.
Рядом с поселением Вуграсян-Вад на р. Ляпин выявлены остатки кострища, глиняного сосуда на поддоне и 92 бронзовых зооморфных фигурки, из которых 90 отлиты в плоских односторонних формах, а две — объемные. Часть из них сохранила следы обкладки из меха, обмотанного поверх шнуром из собачьего пуха. Возможно, эти фигурки служили хранилищами душ умерших. На р. Печора культовое место открыто в Канинской пещере. В У.-П. к. исследователи вслед за В. Н. Чернецовым выделяют два компонента — северный и южный. Первый — преобладающий, связан с местным субстратом и адаптирован к экологии севера тайги и лесотундры. Южный компонент, проявлением которого служат сосуды на поддонах, композиции со сценами борьбы, южные формы кинжалов, наконечников стрел, В. Н. Чернецов связывал с приходом на север Приобья из лесостепи Прииртышья угров-савыров. Южный этнический компонент в У.-П. к. не следует преувеличивать, поскольку часть южных элементов обусловлена последствиями торгового обмена. Генетически У.-П. к. относится к предкам обских угров, прежде всего северных групп ханты, в ареал которых в V - IV вв. до н.э. проникает небольшая группа лесостепных угров-савыров, а в I в. до н.э. — самодийцы из Среднего Приобья. Первые были быстро поглощены местным населением, вторые в первых вв. н.э. частью смешалисьс местными народами, частью составили основу лесных ненцев.
Лит.: Мошинская В. И. Археологические памятники Севера Западной Сибири. САИ. Вып. Д3-8. — М., 1965; Старков В. Ф. Новые находки плоского литья в Нижнем Приобье // Проблемы археологии Урала и Сибири. — М., 1973.
В. А. Могильников.
|