Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Игровая культура казымских хантов
Рубрикатор / Традиционная культура/Этнические традиции в современной культуре/Игровая культура

Игровая культура казымских хантов

Во всех культурах, как традиционных, так и современных, игре придавалось большое значение. «Игра есть свободная деятельность дитяти. В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу» [11, с. 204]

В современных педагогических системах игра рассматривается как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. По словам А.С. Макаренко «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [6, с.108]. В культуре казымских хантов, где первые школы появились лишь в 30-е годы прошлого столетия, игра была главным средством обучения детей и подростков всех возрастов. Часто в игры включались и взрослые члены сообщества. Слово «играть» – юнтты – в хантыйском языке тождественно слову «состязаться». В фольклорных источниках мы нередко встречаем выражение «юнтты хар» – место (площадь) для игры, (дословно юнтты – играть, хар – место). На таких площадях, расположенных обычно в центре городков, в древности проводились различные состязания богатырей. Если же богатыри встречались с лесными великанами – менками – в лесу или боролись с иноземцами, то место для игр создавали чудесным образом, бросив железное (серебряное) кольцо. Вероятно, в богатырскую эпоху значение слова «юнтты» было «состязаться», «бороться», а игры являлись основным средством подготовки воинов к предстоящим сражениям. Позднее термин «юнтты» стал употребляться только в значении «играть», а для обозначения состязаний употребляется слово «касты».

Игровая культура казымских хантов чрезвычайно богата и многообразна. Долгое время традиционные игры и игрушки служили материалом для исследований и существовали лишь в описаниях. Культура «играния» была практически утрачена. Сейчас развернута специальная работа по восстановлению народных игр и игрушек, определению их места в изменившейся социо-культурной ситуации. Игры хантов исходно связаны с общей картиной устройства мира, укладом жизни, в то же время в них выделяются и усиливаются требования к определенным качествам и способностям человека. За счет игр ребенок может начинать «управлять» своими способностями, тренировать необходимые качества.

Игры можно классифицировать по нескольким признакам: игры с правилами и без правил; игры подвижные и спокойные; игры ролевые (или имитационные), которые, по словам В. Ф. Афанасьева, служили своего рода репетицией трудовой деятельности [1, с. 46] и т.д. Играм и игрушкам народов Севера посвящены работы многих исследователей, в которых анализируются и типологизируются игры. Особый интерес для нас представляет книга В.И. Прокопенко «Этнопедагогика народа ханты. Физическое воспитание и игры», где автор впервые дает классификацию хантыйских игр. [9, с. 78]. Разделяя игровые средства воспитания на три группы: игры; самобытные физические упражнения; прикладные состязания, Прокопенко в основу своей классификации кладет три признака: возрастной, половой и промысловый. Признавая безусловную ценность данного исследования, отметим, что возрастной принцип, на наш взгляд, не может быть ведущим. У хантов существует множество игр, рассчитанных на все возрастные категории. В фольклоре встречается такое выражение: «У кого какая сила, той силой и играет» [5, с.27]. Участвуя в играх совместно с подростками и взрослыми, дети вынуждены соотносить свои возможности с возможностями старших, определять зону своего ближайшего развития, а также вырабатывать тактику, позволяющую победить более сильного соперника. Анализ различных подвижных игр и состязаний позволяет сделать вывод о том, что физическая сила далеко не всегда является залогом победы. К примеру, в перетягивании пальцами на веревочной петле, побеждает тот, у кого низкий порог болевой чувствительности, в игре «лаптанг нёл» (стрела с опереньем) лидером становится более искусный; в игре «кар тэты» (вести цепочку) требуется цепкость пальцев рук и т.д.

Простые на первый взгляд игры казымских хантов таят в себе глубинный смысл и уходят корнями в далекое прошлое, когда люди умели общаться с духами, взаимодействовать с природой, бороться и побеждать врагов. Говоря о подвижных играх и состязаниях, многие исследователи считают их основной задачей подготовку к традиционным видам промыслов, трудовое обучение. Так стрельба из лука рассматривается как подготовка к охотничьему промыслу. Но есть и другие исследования, согласно которым игры и состязания ведут свою «родословную» от героической эпохи. Описывая жизнь и быт остяцких богатырей, С. Патканов отмечает, что все воспитание их состояло в том, чтобы сделать из них закаленных бойцов. «При этом они упражняли силу своих ног бегом на лыжах и руку в натягивании тугого лука» [7, c. 66]. Охота на крупного зверя (лося, оленя) была для воинов скорее тренировкой, чем основным видом занятий. Этого же мнения придерживаются современные исследователи И. Гемуев и А.Сагалаев. «Умение в совершенстве пользоваться оружием, ловкость, физическая сила и выносливость – качества, необходимые воину и охотнику, с детства выковывались в повседневных занятиях. В древних обществах большое значение придавалось участию в охоте, как способу тренировки воинских формирований». [4, с.111].

В мирный период богатыри устраивали различные состязания. Соревновались в стрельбе из лука, прыжках через ремни, привязанным к деревьям, бросали камни, боролись друг с другом. Многие игры и состязания в настоящее время сохранились, но были трансформированы. В советское время традиции проявили себя в праздновании дня оленевода, во время которого устраиваются гонки на оленьих упряжках, проводятся различные соревнования. Сейчас праздник и состязания в день оленевода сохранились, на их основе стали развиваться национальные виды спорта, например, Северное многоборье. В него входят такие виды состязаний, как прыжки через нарты, тройной прыжок, метание топора, бег с палкой по пересеченной местности, метание тынзяна (аркана) на хорей. Отдельным видом спорта в настоящее время является национальная борьба.

Стрельба из лука, с детства являющаяся любимым занятием у обских угров, долгое время не практиковалась в мальчишеской среде. Педагогам и мастерам-наставникам, работающим с детьми на детском стойбище «Нумсанг ёх», в настоящий момент удалось сделать лук любимой игрушкой мальчиков, а стрельбу из лука – любимым занятием. Соревнования по стрельбе из лука на дальность, меткость, в высоту проводятся на каждой смене стойбища. Сегодня лук утратил некоторые значения, которые имел в древности, он не является оружием и орудием промысла, но символическое значение лука, маркирующего принадлежность к мужскому полу, а также его роль в тренировке меткости, развитии плечевого пояса, безусловно, по-прежнему велика. Важным является и то, что ребята сами изготавливают для себя лук, и т.о. совершенствуется технология его изготовления.

В настоящей статье мы не ставим целью подробно описывать и анализировать все игры казымских хантов. Большинство из них описано в научной литературе и публикациях различных авторов [2,3,10]. Ограничимся только несколькими общими замечаниями и подробным анализом различных вариантов одной игры.

Когда анализируешь игры казымских хантов, отмечаешь их вариативность и многофункциональность. Проиллюстрируем это на примере одной очень распространенной в среде казымских хантов игры с палочками – «щёл».

Различные варианты игры «щёл» описаны некоторыми авторами (Прокопенко, Тахтуева, Потпот). Наше описание будет частично основано на указанных источниках, но дополнено собственной интерпретацией и комментариями.

В щёл обычно играют дома, но летом в хорошую погоду играть можно и на улице. Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети. Количество и возраст игроков зависят от вариантов игры.

Для игры в щёл из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5-0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук.

Наиболее интересно рассмотреть эту игру с точки зрения того, как с одним материалом выстраиваются совершенно разные способы работы. Можно сказать, что сохраняя этнические элементы (фигурки птиц, чум, лесная избушка), игра воспроизводит и предельно общие элементы мироустройства (парность, четность, бинарные оппозиции).

Впервые познакомившись с палочками, маленькие дети (от 1,5 - 2 лет) начинают строить из них палочный домик – щёл хот. Палочки укладываются как бревнышки, при этом сохраняется традиционная форма лесной избушки. Чем старше становится ребенок, тем аккуратнее получается его домик.

Более сложный вариант этой игры, когда палочки в форме лесной избушки укладываются на специальное основание, особым образом фиксируются поперечными палочками и поднимаются вверх за центральную палочку – стержень. Если домик собран аккуратно, он не рассыпается, и его можно подвесить. В таком виде иногда хранят палочки для игры.

Дети в возрасте 3-4 лет могут играть в «лебедя» – «хутанг». Эта игра имеет несколько вариантов.

Первый вариант игры рассчитан на детей, не знакомых со счетом. В игре может участвовать неограниченное количество игроков.

Водящий (кто-то из взрослых или старший ребенок) из палочек выкладывает фигуру «лебедя»: две палочки - голова, одна – шея, три – туловище, по четыре – крылья, пять – хвост. Дети должны запомнить эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время водящий убирает одну из палочек, оставляя другие на своих местах. Развернувшись к фигуре, дети должны увидеть, какой из палочек нет на месте, и назвать эту часть тела птицы. Когда кто-то из детей угадывает правильно, палочка возвращается на место.

В зависимости от возраста и способностей детей, водящий может усложнить игру. Так, когда из какой-либо части вынимается палочка, оставшиеся располагают так, чтобы отсутствие палочки сразу в глаза не бросалось. Например, на крыле из четырех одна палочка изымается, остальные раздвигаются так, чтобы расстояние между ними было одинаковым. Игра заключается в том, кто быстрее угадает, где именно нет палочки. Игрок, первым давший правильный ответ, становится водящим.

Второй вариант игры рассчитан на детей, умеющих считать. Минимальное количество игроков – два. Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят к ней спиной. Водящий убирает палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста, и каждый раз водящий говорит: «Я убрал одну палочку из … (называется часть «лебедя»), сколько там осталось палочек?». Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет – оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Игра заканчивается, когда вся фигура разобрана. Если в игре участвуют дети младшего возраста, то ее можно упростить следующим образом: после того, как ребенок угадывает (или не угадывает), сколько палочек осталось, ему позволяют повернуться и посмотреть, в каком виде теперь находится фигура.

Эта игра строится на фигуре лебедя не случайно. Лебедь – орнитоморфный облик богини Калтащ-ангки. Являясь матерью-прародительницей, Калтащ-ангки в то же время задает людям основные нормы, образцы и ценности хантыйского мира.

Ребенок должен удерживать в сознании целостный образ, чтобы увидеть моменты его повреждения. Сама по себе эта задача связана глубинным смыслом с выявлением дефекта, для того, чтобы иметь возможность его устранить. В качестве нормы здесь выступает образ лебедя, вынутая палочка – это нарушение образа. Обнаруживая нарушение и получая возможность его исправить, ребенок метафорически осваивает один из основных принципов борьбы с болезнями как с нарушениями некоторой обобщенной нормы.

С другой стороны, если брать прагматическое назначение данной игры, то она тренирует такие базовые способности человека, как воображение, память и внимание. Не имея воображения, ребенок вряд ли сможет за обычными деревянными палочками увидеть лебедя. Тренировка памяти связана с тем, что, видя измененный образ, ребенок должен восстановить в своем сознании образ исходный. Внимание тренируется операцией соотнесения мысленного образа (образа памяти) и образа видимого.

Усложнение игры во втором варианте продиктовано тем, что ребенок должен удерживать и сопоставлять не только статичные зафиксированные образы, но и динамику их изменений.

Игра в «щёл» на ловкость. Количество игроков в данной игре не ограничено, минимальный возраст игроков 4-5 лет. В эту игру также могут играть взрослые.

Сначала при помощи считалочки выявляется, кто начинает игру первым. Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, кладёт все палочки на ладонь, затем движением руки снизу вверх их подбрасывает. За то время, пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки подбрасываются с тыльной стороны руки, рука снова переворачивается, и ребёнок должен поймать палочки в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество – ход переходит к другому игроку. Цель игры заключается в том, чтобы набрать наибольшее количество палочек.

Когда остаётся последняя палочка, сначала ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с нею так же, как описано выше. Затем характер игры меняется. Палочка кладется между большим и указательным пальцем правой руки, подбрасывается и ловится между этими же пальцами. Если игрок не уронил палочку, процедура выполняется между указательным и средним пальцем и т.д. В случае если ребенок справился с задачей, он должен то же самое выполнить на левой руке, а затем в обратном направлении, начиная с мизинца и безымянного пальца левой руки. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. В случае ошибки, ход переходит к следующему играющему. Каждый игрок, при повторном ходе начинает всю процедуру с самого начала, независимо от того, на какой стадии потерял палочку. Последняя палочка отходит к игроку, который выполнил все операции с палочкой от начала до конца.

Данная игра содержит несколько культурных символических смыслов. Первый смысл – взаимодействие руки и орудия. Орудие в руке (схваченное рукой) противопоставляется орудию, лежащему на руке. Рука в этой игре находится в трех положениях. Первое: палочки лежат на раскрытой ладони, второе – палочки ловятся на тыльную сторону, третье – палочки ловятся в ладонь. В качестве превосходной степени развития ловкости рук в хантыйском фольклоре встречаются описания того, как герой ловит стрелу рукой.

Второй символический смысл – понимание парности. Пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек – игрок прекращает игру. То есть парность означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек означает, что ,во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), а во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение прибыли, достатка, а также неполноты.

Интересно, что в ходе игры в выигрыше остается не тот, кто поймал за один раз в ладонь большее количество палочек, а тот, кто поймал необходимое (в данном случае – непарное). На этом строится важный принцип рационального природопользования, где поощряется умеренность и каждый берет от природы только необходимое, а жадность и неразумное потребление природных благ осуждается традиционной общностью.

Если относиться к этой игре исходя из развития способностей ребенка, то в ней будут тренироваться такие качества, как умение на глаз оценить количество (что особенно важно для занятий оленеводством), глазомер, ловкость, координация движений. Зачастую дети вырабатывают особую тактику, когда намеренно подбрасывают палочки выше и стараются поймать только одну. В данный вариант игры любят играть и пожилые люди, особенно женщины. С годами, руки утрачивают былую гибкость, игра же в щёл позволяет тренировать и кисти, и пальцы рук, что очень важно для занятий рукоделием.

Игра в «щёл» на осторожность. Количество и возраст игроков в данной игре не регламентируются. Иногда эту игру называют «чумик», так как исходная позиция палочек в ней напоминает форму чума. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижняя часть пучка раздвигается, получается фигура в форме чума. После этого водящий резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребёнок, начинающий игру, должен из этого вороха вытянуть одну палочку, но сделать это так осторожно, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают, не шелохнулась ли какая-либо другая палочка. Если игроку удалось осторожно изъять палочку, то ход остаётся за ним. В случае если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает играющий, пошевелилась, ход игры переходит к другому. Конечная цель игры на глаз набрать максимальное количество палочек.

В ходе этой игры интересно наблюдать, как дети начинают применять различные способы вытягивания палочек в зависимости от их расположения. Одну палочку легче взять, зажав двумя пальцами одной руки посередине; другую — выкатить, третью — выщелкнуть или зажать с двух концов указательными пальцами правой и левой руки.

Удачное действие в игре может быть символически описано следующим образом. Человек осуществляет действие в окружающем мире и может контролировать все его последствия. Он ничего не нарушает в природе, но добивается желаемого результата.

Качества, которые развиваются у ребенка в этой игре — умение оценить ситуацию, принять правильное решение, выработать способ, суметь его физически осуществить. Таким образом, ребенок начинает соотносить действие, которое он намерен осуществить, и свои физические возможности.

Игра в «щёл» на осторожность и игра в «щёл» на ловкость имеют одинаковое окончание. У каждого игрока набирается определенное количество палочек. Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее, имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на игровую площадку, при этом выстраивается фигурка чума. Когда у кого-то заканчиваются палочки, остальные игроки при выкладывании очередной палочки, «награждают» его щелчками. Побеждает тот, кто не получил ни одного щелчка.

Игра-фокус — «пиллы щел» («без пары палочка»).

Берется 15 палочек — щёл. Человека, включающегося в игру, просят расставить пальцы рук. Водящий начинает вставлять по 2 палочки между пальцами игрока: большим и указательным, указательным и средним и т.д., при этом постоянно приговаривает: «Пара, пара, пара...» Последняя палочка — непарная, вставляется между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, что соответственно фиксируется в словах: «А эта палочка без пары». Затем водящий начинает последовательно разнимать каждую пару палочек и делить их между собой и игроком, зажимая соответственно в правой и левой руке. Несмотря на то, что палочки разнимаются уже по одной, водящий при дележе по-прежнему приговаривает: «Пара, пара, пара...». Когда остается последняя (непарная) палочка, водящий говорит: «А эту непарную палочку отдаю тебе». Зажимает ее вместе с другими в правой руке и все палочки отдает игроку, не разрешая пересчитывать, со словами: «Теперь у тебя в руке непарные палочки, а у меня — парные. Держи крепко. Я сейчас буду колдовать, и палочка без пары окажется у меня». Игрок держит свои палочки в зажатой руке, водящий тем временем располагает свои палочки вертикально между ладонями, как бы перетирает их и приговаривает: «Пиллы щел, пиллы щел, тыв юва, тыв юва» (Без пары палочка, иди сюда). Закончив процедуру, водящий говорит: «Всё. Твоя палочка без пары ко мне перешла. Теперь у тебя парные палочки, а у меня без пары. Смотри и считай». Игрок парами пересчитывает свои палочки и обнаруживает, что у него их действительно парное количество. Затем водящий демонстрирует свои палочки и показывает, что их не парное количество.

Данная игра-фокус построена на принципе парности. Для этого принципа очень важно правильное определение бинарной оппозиции в каждом конкретном случае: верх-низ, право-лево, женщина-мужчина и т.д. Умение удерживать в сознании именно те оппозиции, которые необходимы в данном конкретном случае, соотносятся с умением правильно и точно воспринимать окружающий мир. В игре специально вводятся отвлекающие моменты, повторяющиеся действия с определенным проговариванием, которые отвлекают внимание от сути происходящего и не позволяют увидеть нарушение принципа парности. Сначала расчет ведется по одним правилам — вкладываются пары палочек, потом расчет ведется по другим правилам — единичные палочки считаются парами. Этот фокус-игру показывают и маленьким детям, и взрослым людям. Угадать, в чем состоит хитрость, с первого раза практически никому не удается.

Способности ребенка, которые развиваются в данной игре — умение анализировать действия другого человека, видеть принципы его работы и определять, какие именно количества подлежат пересчету в каждом конкретном случае.

Некоторые исследователи, описывающие игры и игрушки северных народов, называют их примитивными, бедными, лишенными всякой художественности. Действительно, многие игрушки изготавливаются из дерева и не раскрашиваются, у них другая функция, не эстетическая. Здесь мы видим, как обычные деревянные палочки, помогают с малых лет развивать ребенка, а взрослым — сохранять форму.

На игре «щёл» мы продемонстрировали вариативность и многофункциональность игр казымских хантов. Первая функция игры - символическая. Так, в игре «щёл» на ловкость, где требуется отсчет парами, закрепляется бинарная оппозиция, а также различные символические значения, закрепленные за единицей и парой. Имеют символическое значение «лебедь» и игра с палочками на аккуратность. В них заложены нормы традиционной жизни, их нарушение и восстановление. Вторая функция игры - развитие общих способностей ребенка. Такими базовыми способностями являются воображение, память, внимание, различение. Третья функция игры с палочками щёл - тренировка различных навыков и умений: развитие мелкой моторики рук, пальцев, их ловкости.

В настоящее время игра в «щёл» получила большое распространение среди казымских детей. В летнее время игра пользуется популярностью во время проведения различных смен на детском этнокультурном стойбище «Нумсанг ёх». С удовольствием играют в нее не только хантыйские дети, но и городские ребята разной национальности по время проведения культурно-образовательных программ в городах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и России.

О. Кравченко

Литература:
1. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979
2. Богораз В. Т. Игры малых народностей Севера // Сборник музея антропологии и этнографии. М., Л., 1949, т. II, С 237-254
3. Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси: сущность, методы, тенденции. М, 1994. — 152 с.
4. Гемуев И. Н, Сагалаев А. М., Соловьев А. И. Легенды и были таежного края. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1989, —176 с. (Серия «Страницы истории нашей Родины»).
5. Земля кошачьего локотка. Кань Кунш Оланг. Составление, перевод Т. А. Молданов, Вып.3, Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003. — 230 с.
6. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8 т. — М., 1984, т. 4. С.108
7. Патканов С. К. Сочинения в 5-ти томах. т.5: Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям. Иртышские остяки и их народная поэзия / сост. Ю. Мандрика. Тюмень: Мандр и Ка, 2003. — 416с. (Краеведческая библиотечка журнала «Лукич»).
8. Потпот Р. М. Игры народа ханты. Щел. Ханты-Мансийск, 2005. — 8 с.
9. Прокопенко В. И. Ханты: этнопедагогика физического воспитания, Екатеринбург, 1994, — 127 с.
10. Рейсон-Правдин А. Н. Игра и игрушки народов Обского Севера (Социальные корни игры)//Советская этнография. — 1949. - № 3
11. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 496 с.
Источники
Земля Кошачьего Локотка
Страница источника
Персоны
Афанасьев В.Ф.
Гемуев Исмаил Нухович
Патканов С. К.
Потпот
Прокопенко В.И.
Сагалаев А.
Тахтуева
Игра казымских хантов
Игра казымских хантов
Игра казымских хантов