Основное отличие хантыйского мировоззрения заключается в неразрывной связи человека со всем окружающим миром: животными, растениями, водой, землей, сторонами горизонта, небесными светилами, космосом. Если бы не было традиций, сводящих к минимуму экологический урон, человек лишил бы природу возможности воспроизводить себя. Человек должен соблюдать баланс между воспроизводством, с одной стороны – общества, с другой – природы. Правила охотничьей этики предписывали особое отношение к объектам промысла. Обычай запрещал селиться близ обжитого зверьми места, громко разговаривать, кричать и свистеть в лесу, добывать в непромысловое время, обстреливать молодых особей и беременных самок, а накануне промысла охотник должен был соблюсти ритуал, направленный на установление хороших отношений с хозяином леса. Обычай требовал ставить рыболовные запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить рыбья молодь. Добытого зверя использовали полностью. Мясо животных шло в пищу, шкуры – на изготовление обуви, внутренности – на приваду, сухожилия – на нити; из рыбьей чешуи вываривался клей, измельченные кости превращали в питательную рыбью муку, из внутренностей готовили средство для отпугивания комаров. Во всех действиях, раскрывающих отношение к природе, заложен первичный принцип: как я сегодня отношусь к природе, так сегодня, завтра, в будущем буду жить я, моя семья, мой народ. Из поколения в поколение этот принцип передавался. Но пришло время, и наш народ столкнулся с проблемой потери культуры, а, следовательно, изменилось отношение человека-ханты к природе, что ведет к необратимым последствиям. Поэтому сегодня мы ставим цель – воспитание экологической культуры детей посредством этнопедагогики, мы попытаемся сохранить в детях традиционное мировоззрение, отличающейся высокой степенью экологичности и направленное не на «покорение» природы, а на приспособление человека к ней. Необходимо воссоздание традиционной среды, если не в полном объеме, то хотя бы фрагментарно.
Ядро программы – традиционное мировоззрение, отличающееся высокой степенью экологичности, традиционные способы хозяйствования.
Программа авторская. Состоит из подпрограмм «Деревья нашего края», «Животный мир нашего края», «Птицы нашего края». Этноэкологическая программа проводится в летнее время. Рассчитана на 14 дней.
Участники слушают легенды и сказки, рисуют картины, создают из природного материала композиции по мотивам услышанных сказок. В начале дня педагоги стараются дать как можно больше информации по теме (научные сведения, представления народа, фольклор, стихи, образцы изделий и др.). В течение дня можно поработать в мастерских, принять участие в конкурсах: «Найди дерево по приметам», «Определи зверя по следам», пишут сочинения, рисуют картины и т.д.
Подбираются игры, требующие определенной сноровки, выносливости. В рамках программы проводится чемпионат стойбища по стрельбе из лука.
Один день полностью посвящен деревьям. Гости слушают легенду о «Небесной девушке», сказку «Почему у сосен разные имена», обсуждают, что береза – это священное дерево, связывающее нас с Верхним миром, сосна – это дерево Среднего мира – мира людей, а Кедр связан с Нижним миром, поэтому к нему обращаются во время болезней, делают приклады из темной ткани. Ходят наблюдать за деревьями.
Один день полностью посвящен хозяину тайги – медведю.
|