Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / А.В. Бауло. Атрибутика домашних святилищ нижнеобских хантов
Рубрикатор / Традиционная культура/Исследования/Обские угры

А.В. Бауло. Атрибутика домашних святилищ нижнеобских хантов

Опубликовано: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы VI Годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН. - Новосибирск, 1998. - Т. 4.- С. 404 - 409

А.В. Бауло

Атрибутика домашних святилищ нижнеобских хантов

Современное население поселков Пашторы и Тугияны Белоярского района Тюменской области относит себя к хантам. Пашторы расположены в междуречье Малой и Большой Оби, Тугияны - на левом берегу Большой Оби; поселки находятся на расстоянии 40 км друг от друга. Основными патронимическими группами являются Лельховы (Пашторы), Себуровы и Гришкины (Тугияны).

Местные жители почитают богов и духов-покровителей разных рангов: общеугорских - Ем-Вож-Ики (Старика Священного Города), Вэрта (аналога мансийского Мир-сусне-хума), Калтащ-ими, Ай-ас-ики (Бога Малой Оби); поселковых - Пашт-ики и Сову - в Пашторах, Калтащ-пох (Сына Калтащ), Белого орла, Лягушку - в Тугиянах [1].

Кроме того, каждый человек находится под патронажем “собственного” бога - Вэрта, Ем-Вож-Ики, Ай-ас-ики, и т.п.; как говорят ханты, у него “голова в ту сторону смотрит”. После рождения ребенка приглашенная пожилая женщина, взяв два связанных на манер веера гусиных или лебединых крыла, приподнимает их вверх, называя имена богов. Если становится тяжело и крылья “прилипают” к рукам, значит, человек назначен данному богу, “голова у него в ту сторону”. Традиция посвящения детей духам-покровителям также отмечена у обских и ляпинских манси [2].

Культовая атрибутика хранится в комнате и на чердаке дома. В дальнем от входа углу комнаты устроена “святая полка”, на которой находятся чемоданы и свертки; в них лежат платки для Калтащ-ими и халаты для Ем-Вож-ики. “Мы любим хорошо одеваться и они любят. Халаты сама шила: пришло время, думаю, они устарели, уже не нужны, новые шью. Или увижу красивый материал, думаю - мне нравится, значит, Калтащ-ими тоже нравится; куплю” (Е.Д. Самбиндалова, Пашторы). Во время жертвоприношения платки и халаты вынимают и на время произнесения молитвы кладут на спину животного (коровы, лошади, овцы), затем их вешают на гвозди, вбитые под балки потолка внутри дома, где они находятся три дня. Халаты, сшитые для Ай-ас-ики при случае отвозят на его святилище, которое расположено около бывших Непкиных юрт, в 20 км от Паштор [3]. Здесь халаты обвязывают вокруг березы, при этом каждый мужчина старается повесить свой халат повыше “хотя бы на один палец”.

На “святой” полке одного из домов в Пашторах хранится сложенная вдвое шкура медведицы, накрытая платками, на глазницы и нос нашиты берестяные кружки круглой и квадратной формы. На правую лапу надета связка медных колец.

Следует отметить практически полное отсутствие среди домашней атрибутики изображений духов-покровителей, о чем еще в 1930-х г.г. упоминал В.Н. Чернецов [4]. Единственным исключением оказалась фигура Вэрт-пох (Вор-пух), сына Вэрта, которая хранится в чемодане на “святой” полке в одном из домов в Тугиянах. Длина фигуры - 26 см, размах рук - 36 см. Сердцевину изображения составляет киверный герб русского пехотинца 1833-1843 г.г.[5], выполненный из жести и завернутый в лоскут зеленой материи, вместе с бумажной купюрой достоинством в 10 руб. 1909 г. Год назад с фигуры сняли старую одежду и надели новые семь халатов из ситца светлых тонов; зеленая ткань на основном вложении не меняется.

Среди наиболее интересных фетишей, обнаруженных в Тугиянах, необходимо назвать бронзовую полую фигурку медведя, которая была завернута в несколько узких длинных кусков светлой ткани. Размеры фигурки 6,5 x 4 см. Она относится к категории зооморфных пронизок, отлита в двусторонней форме с сердечником и отполирована. Медведь стоит на плоском, рифленом основании; верхняя часть спины и передние лапы орнаментированы псевдовитым кантом; торс украшен рельефными валиками. На спине выполнено отверстие. Бронзовые фигурки животных, изготовленные в аналогичной манере и обнаруженные на территории Западной Сибири в могильниках Барсовский I и Сайгатинский I, датируются X-XII в.в. [6]. Безусловно, данная фигурка, найденная одним из местных жителей, была “опознана” как изображение Ем-Вож-Ики (медведя) и в этом качестве помещена в “святой” сундук.

Основная часть культовой атрибутики хранится на чердаке дома, при этом она включает в себя вещи, относящиеся к разным поколениям мужчин семьи. Например, на чердаке дома М.Р. Гришкина в Тугиянах находятся “святые сундуки” самого хозяина дома, его отца, деда, родного брата (переехал в Омск) и брата жены (погиб в 1941 г.) - всего около 30 сундуков, чемоданов и коробок. Человек перед смертью мог отнести подобные сундуки в лес; при отсутствии наследников атрибутика отвозилась на поселковое святое место.

У задней стены чердачного помещения в правом или левом углу на бревнах обычно устроен помост из двух-трех досок, на котором установлены сундуки и чемоданы с жертвенной атрибутикой. У порога входа на чердак нередко кладут нож (оберег); на полу можно увидеть оленьи рога и кости, лапку козла; на перекладинах висят лошадиные и овечьи шкуры, мешочки с гусиным пухом, платки, куски материи, куриные крылья.

В отличие от домашних святилищ манси, где в один сундук кладут жертвенные дары сразу нескольким богам, у хантов селений Пашторы и Тугияны каждый сундук или чемодан содержит подарки, поднесенные одному духу-покровителю: “деревенскому богу” (Сове), Ем-вож-ики, Вэрту, Лягушке, Ай-Кадащ и т.д. Кроме того, на чердаке дома хантыйки Е.Д. Самбиндаловой в отдельном узелке хранятся халаты и платки сосьвинским богам (ее первый муж, манси, был выходцем из Сартыньи).

В чемоданах и сундуках преобладают халаты для Ем-вож-ики и Калтащ-пох, платки - для Лягушки, Совы, Калтащ-ими; последней также кладут детские туфельки или башмачки с заправленными в них носочками. В сундуках Вэрта нередко можно увидеть стандартный набор атрибутики Небесного всадника: кожаные сапоги, жестяные круглые табакерки, фигурки кавалеристов из папье-маше, жертвенные покрывала. На ряде чердаков хранится имда - шкура медведя с головой и лапами, а в чемодане Аф. Гришкина в Пашторах лежат прикрытые платками шкуры с головами и лапами сразу четырех медвежат; на глазницы их морд нашиты серебряные монеты. В левой части помоста на чердаке его дома стояли чучела двух белых журавлей, на их шеях были закреплены куски ткани с завязанными в углах монетами. В облике белого журавля в мифах и преданиях обских угров традиционно выступал Мир-сусне-хум (Вэрт); на Оби эти птицы встречались чрезвычайно редко, по сведениям В.Н. Чернецова, чучело журавля хранили дома, т.к. оно приносило счастье [7].

В домашних святилищах в Пашторах и Тугиянах хранятся суконные шлемы и пояса, изготовленные в честь Вэрта. Здесь, как и у хантов, проживающих в селении Тутлейм на р. Вогулка, они называются ханши (хант. - рисунок, узор). По одной информации, шлем шили молодому мужчине вскоре после женитьбы, по другой - поводом для шитья могла быть первая после свадьбы болезнь хозяина дома, его жены или детей. Пояс шили позже шлема, не менее чем через 7 лет. После смерти мужчины шлем и пояс продолжали храниться на чердаке дома.

Шлем выполнялся из семи квадратов сукна двух-трех цветов, в каждый из которых вшивали конную фигуру Вэрта; все квадраты по периметру были оторочены лисьим мехом. Высота шлема варьировалась от 50 до 65 см. Шкурка с головы лисицы выполняла роль “козырька”, с задней стороны шлема пришивали лисий хвост, а к углам “ушей” - две узких полоски лисьей шкуры (“лапы”), атласные и суконные ленты. Ряд шлемов был выполнен с подкладом из белой ткани. К фигурам всадников всегда пришиты монеты.

Пояс выполнялся из 4-х или 5-ти квадратов сукна 2-3-х цветов, квадраты по периметру были оторочены лисьим мехом. К одной из торцевых сторон пояса пришивали шкурку с лисьей головы, к другой - лисий хвост. Фигуры всадников также были украшены монетами. К числу уникальных можно отнести пояс с семью фигурами всадников (размеры 220 x 25 см), лицевая сторона которого была зашита куском красной ткани. По информации В.Н. Чернецова, подобные пояса назывались урт тоу сас ланкуп - “богатыря лошади спины покрывало”; их делали, в том числе, и для подношения в Троицкие юрты - место почитания Мир-сусне-хума (Вэрта) [8].

Шлем или пояс шили в доме заказчика в течении семи дней. Угол комнаты огораживался занавеской, за которой на край стола ставился чемодан, где хранилось шитье, а на правый угол - еда и чай. В хантыйском языке термин, означавший мастерицу, которая шила ханши, на русский язык можно перевести как “над столом она сидит” или “стол она строит”. В “комнатку” могли заходить только хозяйка или хозяин дома (принести ужин, зажечь лампу), на мастерицу при этом смотреть не разрешалось. Хозяйка дома заранее должна была приготовить для швеи халат, платок, чулки и тапочки. Перед работой и после нее женщина обязательно переодевалась; на ночь рабочая одежда оставалась в “комнатке”. После изготовления шлема или пояса одежда отдавалась мастерице в подарок вместе с частью жертвенного мяса.

Если в селении не оказывалось мастерицы, то старики сами выбирали одну из женщин, которой привозили необходимые выкройки. Шлемы и пояса, всадники на которых выполнены по одной выкройке, были встречены не только в Пашторах и Тугиянах, но даже в Новинских юртах на Малой Оби, где проживали манси.

Материал на ханши - сукно двух-трех цветов (зеленый, синий, желтый, красный, черный) - покупал хозяин, он же должен был заранее приготовить лисью шкуру.

Каждый день полагалось шить по одному квадрату. Первый и третий день работы отмечался жертвоприношением теленка или овечки. Животное привязывали позади дома к столбу, но чаще - к одному из венцов, в котором было просверлено отверстие. Жертва приносилась в присутствии мастерицы, в этот день она начинала работу раньше и должна была успеть сшить очередной квадрат с фигурой всадника до начала церемонии. Основное жертвоприношение совершалось в последний, седьмой день работы. Мастерица приглашала хозяина в “комнатку” посмотреть на выполненную работу, после чего он выносил шлем или пояс на улицу и клал их на спину лошади. В это время присутствующие обращались к Вэрту с просьбой о покровительстве для всех членов семьи. После жертвоприношения шлем или пояс убирали в сундук, стоящий на чердаке, и больше никогда не вынимали. Большинство шлемов и поясов в сундуках лежали на шкуре лисы или были ей накрыты.

Кроме вышеописанных шлемов и поясов на одном из чердаков в Пашторах обнаружено жертвенное покрывало с семью фигурами всадников: шесть фигур расположены в два ряда, седьмая фигура на отдельном квадрате вынесена за пределы основного полотнища. Подклад выполнен из красной ткани, а лицевая сторона закрыта пришитым в нескольких местах коричневым шелковым платком. Покрывала подобной формы преобладали у хантов р. Вогулка.

В Тугиянах встречены два жертвенных покрывала с четырьмя фигурами всадников, расположенными в два ряда; подобная форма (квадрат) характерна для мансийских изделий. Рядом с покрывалами лежал шлем с четырьмя фигурами всадников, изображения которых были выполнены по выкройке, ранее встреченной у манси верховьев Северной Сосьвы (Яны-пауль, Халпауль, Няксимволь).

К числу ранее не известных в научной литературе необходимо отнести находившиеся в составе культовой атрибутики ритуальные колчаны, выполненные из сукна двух цветов; их лицевая сторона украшена семью фигурами медведей (5 экз.) или ящериц (5 экз.). Им планируется посвятить отдельную статью.

В заключение следует сказать о том, что состав атрибутики домашних святилищ нижнеобских хантов в значительной степени совпадает с аналогичной атрибутикой сосьвинских манси [9]. Причину этого следует искать в том, что на протяжении XIX в. в Подгородной волости Березовского уезда происходили интенсивные процессы смешения хантыйского и пришлого (с Северной Сосьвы и Ляпина) населения [10]. Основателем Паштор, например, традиционно считался Пашт-ики, который переселился сюда с Сосьвы, с мыса Сорахт-нел, находившегося недалеко от Березова.

Дальнейший анализ домашних святилищ жителей селений Пашторы и Тугияны позволит вычленить хантыйские и мансийские элементы обрядовой атрибутики, а также установить степень их влияния друг на друга.

Примечания:

1. По информации В.Н. Чернецова, этим божествам здесь поклонялись и в первой половине
XX в. - Товлынг ойке (орлу), Калтась пыг и Порыгпан-эква-хум. - Источники по этнографии Западной Сибири. Томск. 1987. - С.239
2. Там же.- С.200; Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. - Новосибирск, 1990.- С.146
3. Об этом святилище упоминал А.И. Якобий: Остяки северной части Тобольской губернии// ЕТГМ, 1898.- Вып.9.- С.14
4. Источники по этнографии Западной Сибири...- С.239
5. Определение выполнено по: Глинка В.М. Русский военный костюм
XVIII- начала XX вв. Л.- 1988.- С. 58
6. Зыков А.П., Кокшаров С.Ф., Терехова Л.М., Федорова Н.В. Угорское наследие. - Екатеринбург,1994. - С.140-141
7. Источники по этнографии Западной Сибири...- С.239
8. Там же.- С. 240
9. См. например: Гемуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и Космос. - Новосибирск, 1990
10. Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв. - М.,1983.- С.33

Бауло А. В Атрибутика домашних святилищ нижнеобских хантов // Сибирский этнографический вестник. № 1(2). Новосибирск, 2000
Источники
СИБИРСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (2)
Страница источника
Персоны
Бауло А.В.
Гришкин Аф.
Гришкин М.Р.
Самбиндалова Е.Д.
Чернецов В. Н.
География
Исторические топонимы/Березово
Топографические ориентиры/Большая Обь р.
Топографические ориентиры/Вогулка р.
Топографические ориентиры/Западная Сибирь
Топографические ориентиры/Ляпин р.
Топографические ориентиры/Малая Обь р.
Белоярский р-н/Пашторы д.
Топографические ориентиры/Северная Сосьва р.
Белоярский р-н/Тугияны с.
Березовский р-н/Тутлейм д.