Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Божество
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Божество

Божество. Наличие Б. является существенным признаком формирования политеизма и разложения анимистических верований. Отличительным признаком Б. считаются наличие собственного имени, покровительство одному роду занятий или ремеслу, покровительство над широкой сферой деятельности, наличие иерархии в отношениях между Б. и отсутствие таковой в отношениях духов, наличие человекоподобного образа. Исследование пантеона Б. в хантыйском и мансийском мировоззрении и сопоставление его с Б. сопредельных народов позволяют сделать вывод о том, что все перечисленные, а также др. признаки являются характерными как для Б., так и для духов. Более надёжным критерием является характер взаимоотношений с человеком. С Б. отношения устанавливаются не на принципах паритета, а на принципах зависимости человека от Б. Так, бог Торум, образ которого формировался под влиянием мировых религий (монотеизма), сам редко вмешивается в повседневные людские дела. Все это он поручил своим многочисленным помощникам. Мир Б. в пантеоне ханты и манси очень богат, причём значительная часть персонифицированных существ имеет черты как духов, так и Б. (напр., Ас ики — Обский старик, направляющий рыбу вверх по Оби). Из особо почитаемых Б. северных ханты следует назвать Касу ими — старшая из семи дочерей Торума, почитаемая в образах чёрной кошки, чёрного соболя и утки-кряквы; Ас тый ики — верховьев Оби старик, седьмой, младший сын Торума, разъезжающий в кольчуге на коне, имеющий семь образов. В одном из своих образов — стрекозы — он действует сообща с двумя др. Б. — духами Кынь ики (болезней старик, Б. нижнего мира, антипод Торума) и Ем ваш ики (священного города старик, т.е. Вежакарский старец, хозяин религиозно-культового центра, иногда имеющий облик медведя, отчего одно из имён его — Когтистый старик).

Лит.: Новицкий Гр. Краткое описание о народе остяцком. — СПб., 1884; Munksi B. Seelenglaube und Тotenkult der Wogulen. Keleti Szemle, bd. VI. — Budapest, 1905; Шатилов М. Б. Ваховские остяки. — Томск, 1931; Дулуман Е. К. Идея бога. — М., 1970; Молданова Т. А. Сын в одежде из шкур водяного зверя // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1994; Молданова Т. А. Поездка Казымской богини в гости к дочери // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1994; Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Т. 2. — Томск, 1995.

В. М. Кулемзин.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Кынь Ики
Микола Торум
Идол деревянный антропоморфный. Восточные ханты. Из фондов Сургутского краеведческого музея
Идол деревянный зооморфный. Восточные ханты. Из фондов Сургутского краеведческого музея