Дух огня (Най ангки, Най ими), особо чтимый из духов у обских угров. Представлен в образе живого существа, обитает в каждом домашнем очаге, а также в кострах, разведённых людьми. Най ангки — доброжелательна к людям, помогает сохранить в доме благополучие, оберегает его обитателей от болезней. Покровительница семьи. Огонь является основным защитником жилища и людей от злых духов. Хранительницей очага считается женщина. К огню обращались с просьбами, угощали огонь кусочками мяса, жира, но пища должна быть чистой и ненадкусанной. С огнём обращались уважительно, запрещалось плевать в него, играть с ним, ругать его, бросать мусор, нельзя было резать огонь ножом, ковырять острыми предметами. Входя в новое жилище, ханты устраивали моления для Най ангки. Разводили в очаге огонь, читали молитвы, сжигали куклу, одетую в красный халат (сак). Бросали в огонь медные монеты. Если делали жертвоприношение, то шкуру закапывали в левом углу дома, куда запрещалось ходить женщинам. После рождения ребёнка подносили колыбель к очагу, затем сжигали куклу, сделанную из берёзовых прутиков, одетую в красный халатик. И огонь становился «своим» для новорождённого. Лесной огонь (грозовой) враждебен человеку и представляет большую опасность.
Лит.: Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. — Томск, 1984; Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Т. 1. — Томск, 1995; Головнёв А. В. Говорящие культуры. — Екатеринбург, 1995.
А. М. Тахтуева.
|