Женский домик (манс. — мань кол, хант. — ай хот: маленький дом), предназначается для проживания девушек и женщин во время регул и родов. Сооружался в виде небольшого срубного дома или шалаша неподалёку от основного (общего) жилища. Внутреннее убранство Ж. д. состояло из циновок, постели, посуды; для родов делалось специальное приспособление — «качели» (две вертикальные жерди и прикреплённый к ним на высоте 70 см поперечный шест-опора), обогревался костром или чувалом. По традиции обских угров, женщина в периоды «нечистоты» (регул, родов) должна жить вне общего дома, во время переездов — двигаться на отдельных нартах, в гостях — не проходить дальше порога. Это её состояние иносказательно называлось «около двери», «вне дома». Находясь в Ж. д., женщина символически умирала (для окружающего мира): распускала волосы, переодевалась в старые одежды, развязывала пояс. О женщине, ушедшей в Ж. д. рожать, говорили: «В гнездо села». Роженица переселялась в Ж. д. за несколько дней до родов или во время схваток, взяв с собой женскую сумку (тучан), сделанную из чаги куклу (сос, ушпай) и приготовленную для новорожденного люльку (амп тэн сан, пуклэн савун). Здесь она разводила огонь, в передний угол вывешивала красивый платок — приношение богине-покровительнице родов Сянь (Калтащ ими, Пугос анки). Кроме неё в Ж. д. находилась лишь повитуха — пукнисянь (манс.), пухлан анки (хант.) — «пупка мать». Роженица и новорождённый оставались в Ж. д. в течение одного-двух месяцев. Обратный путь в общий дом сопровождался обрядами очищения: омыванием водой с размешанной в ней жжёной чагой, окуриванием дымом от сжигаемой на топоре бобровой струи. Альтем сянь («носящая мать») брала люльку с младенцем и со словами «Сан эку, Пон эку», обращаясь к духам верхнего и нижнего миров, прыгала 4-5 раз через огонь, разведённый в небольшой «лодочке» из гнилой берёзы, по направлению к дому; вслед за ней прыгала мать, держа в руках женскую сумку-тучан. Подойдя к двери, альтем сянь стучала 4-5 раз, приговаривая: «Открывайте двери, приехала женщина (мужчина) на четырёх (пяти) оленях», затем распахивала дверь и проносила люльку с младенцем в передний угол. В ходе обряда очищению огнём (дымом) и водой подвергались также Ж.д. и все находящиеся в нём вещи.
Лит.: Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). — Сургут, 1993.
Е. В. Перевалова.
|