Оберег, предмет, играющий функцию личного охранителя. Представления о нём уходят в глубокую древность, их истоки связаны с доанимистическим мировоззренческим пластом, который предполагает равенство в отношениях «человек—вещь» (фетишистский пласт верований, тесно связанный с магией). О. может быть предмет естественного или искусственного происхождения. В первом случае он должен как-то обратить на себя внимание, выделиться из множества подобных (камень, сучок необычной формы и т.д.). Распространены предметы О.: клык или коготь медведя, волчьи зубы, клюв гагары и т.д. В далёком прошлом высушенный клюв гагары использовался как наконечник стрелы. Новый материал (бронза, железо) вытеснил из материальной культуры клюв гагары, но представления о нём как о поражающем орудии остались. Встречаются семейные, родовые О. (медвежий череп, антропоморфная фигурка домового покровителя). Личный О. всегда носили при себе, как правило, на поясе рядом с ножом.
В. М. Кулемзин.
|