Песни любовные, один из жанров индивидуальных песен, исполняемых от первого лица. По содержанию П.л. распадаются на две неравные части: подавляющее большинство посвящено счастливой любви, незначительная часть — трагической. В трагических П. л. кто-либо из родственников мешает соединению влюблённых. Девушка открыто говорит, что она разлучена с любимым «из-за того, что жив этот старик, отец его, и из-за того, что жива эта старуха, его мать». Состояние несчастной девушки трагично, она чувствует, «будто острым ножом раздирают» её сердце, «похожее на сосновую шишку», она чувствует, что оно «брошено на угли, полные колючих игл». Разлуке с милым она предпочитает самое худшее: «Сама погашу свою женскую душу». Любовь и смерть постоянно обозначаются как крайние состояния. Песни о счастливой любви завершаются браком. Любовь напрямую связана с браком, любовное томление — предвестник семейной жизни. Если парень сватается, значит, любит, и девушка в этом не сомневается, поскольку в её понимании любовь без брака не существует, и спокойно соглашается выйти замуж за человека, которого ни разу не видела. Кроме того, у обских угров практические соображения часто неразрывны с этическими и эстетическими. С европейской точки зрения, у тех же ханты физической красоте не придавалось первостепенного значения. Но в поэзии обских угров красота слита с физической силой. У северных ханты был даже эталон силы-красоты: раз в году каждый юноша мог попытаться войти в сообщество мужчин, для этого нужно пронести на определенное расстояние священный камень (емын кейв) весом 40 кг. Культ физической силы у обских угров имеет свою историю, традицию, что ощутимо и в рамках любовной лирики, в которой парень предстаёт как крепкий, неутомимый охотник и т.п. — это качества будущего добытчика, кормильца семьи.
Юноша всегда «красивый», «добрый», «милый», «мой друг», часто именуется по имени, а если полуименем — то с соответствующим эпитетом, у него не глаза, а «глазки, похожие на спелые смородинки», не руки, «а ручки с десятью пальцами», не шея, а «белая, как у лебедя, шейка», которую мечтает обнять влюблённая девушка. Повторим, что этот красавец еще и настоящий умелец, он самый меткий стрелок и т.п.
Девушка устами возлюбленного рисуется примерно теми же средствами. Чаще всего используется эпитет «красивая» (некрасивых в П. л. не бывает), который вбирает в себя такие позитивные качества: внешняя привлекательность, физическая крепость, здоровье, работоспособность, умение шить и пр. Эпитет «красивая» соседствует почти всегда с «платком»: красивая девушка в платке. Очевидно, в соответствии с традиционным запретом: каждая женщина должна закрывать голову как вместилище своей главной души. Восприимчивость молодёжи ко всему новому сказалась в первую очередь на любовной лирике, которая к концу XX в. существенно трансформировалась: изображение любви и брака в современных П. и частушках фактически адекватно русскому.
Лит.: Куприянова З. Н., Ромбандеева Е. И. Мансийская лирическая песня: Уч. зап. Ленинград. гос. пед. института А. И. Герцена. — Л., 1960, Т. 167; Перевалова Е. В. Эротика в культе хантов // Модель в культурологии Сибири и Севера. — Екатеринбург, 1992.
В. В. Блажес.
|