Песни о сватовстве, жанровая разновидность индивидуальных песен, исполняемых от первого лица. Они входят в молодёжный репертуар, их импровизационно сочиняют юноши и девушки, достигшие брачного возраста. Типичная композиция песенной импровизации 16-18-летней девушки выглядит следующим образом: 1) похвала парню (он красивый, он лучший охотник); 2) тоска по парню, желание его видеть, просьба жениться; 3) если он женится, то каким будет их совместное счастье, что делала бы девушка ради мужа (шила бы удобную одежду, обихаживала дом и т.п.); 4) обещание любить всю жизнь и перечисление своих положительных качеств. П. как бы уравновешены позитивными, идеализированными образами героев, что отражено даже в композиции: в начале — похвала парня, в конце — самопохвала девушки. Каждый из героев привлекателен, красив, затем называются его трудовые навыки, дела. Набор умений и свойств состоит из повторяющихся мотивов с несущественными вариациями, поскольку к наступлению брачного возраста каждая девушка уже умела держать в руках иглу, кроить, готовить еду и т.п. Типичный пример:
Если понадобится красивая девушка в платке,
Женись на мне.
Я, девушка, поставлю твой чум,
Я, девушка, топливо для очага умею приготовить.
Гонять прекрасно стадо оленей тоже умею,
Заботиться о чуме, крытом шкурой, тоже умею...
Песенные импровизации парней по содержанию принципиально ничем не отличаются от П. о с. девушек. В них могут присутствовать эротические мотивы, если парень поёт о девушке, с которой уже встречался (надо подчеркнуть, что мужские П. о с. именно эротичны, а не сексуальны). К середине XX в. произошли существенные изменения в традиционных этико-эстетических представлениях обских угров, и жанр П. о с. перешёл в разряд пассивно бытующих.
Лит.: Шмидт Ева. Ulilap: Попытка к определению жанровых отношений северо-мансийского текста песни // Acta Ethnographica Academiae Scientiarum Hungaricae. — Budapest, 1979.
В. В. Блажес.
|