Погребальные сооружения на обско-угорском кладбище чаще всего делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях (крытой берестой и поверх неё бревешками или жердями либо дощатой). П. с. ханты и манси делали раньше над наземным погребением. Под таким сооружением могильного холма не делали: могилу засыпали землёй, покрывали берестой. Иногда над могилой ставили П. с. в виде двускатной крыши из бересты и брёвен. В намогильном сооружении во фронтонной стенке со стороны головы умершего (иногда — в боковой стене) делали окошко-дверь (ов — дверь), закрытое специальной втулкой. Перед таким отверстием нередко клали на землю доску для еды и питья душе умершего, во время поминок над дверцей устраивали небольшой скат крыши. Высота такого сооружения около 0,5 м, размеры чаще всего по длине и ширине могилы, но иногда и больше в зависимости от величины имущества. Внутрь П. с. клали вещи умершего: одежду, посуду, папиросы, оленью упряжь, посудный ящик. Теперь некоторые вещи покойного раздают родне, пришедшей на поминки, посуду оставляют дома. Поверх П. с. и около них можно видеть лыжи, вёсла, ручные нарты, лопатки для отгребания снега, столики, ящики с посудой, миски, тазы, вёдра, чайники, деревянные корыта и большие ложки-черпаки. Позади могилы у северных ханты, как бы продолжая её, обычно лежит перевёрнутая нарта с хореем и дубинкой сенкеп для оглушения оленя. Сверху на середине П. с. — одна или две пары черепов оленей с рогами. Ориентировка могил различная: старых — с Ю. на С., новых — с З. на В. Традиционная ориентировка покойника в могиле — ногами на Ю., головой на С., в сторону загробного мира. На старых могилах все вещи, положенные на могилу, повёрнуты передней частью на С. Ручные нарты, столики, посуда перевёрнуты вверх дном. Лыжи на мужских могилах лежат поверх П. с., на женских — сбоку от него. Сооружали П. с. дальние родственники-мужчины или знакомые, близким этого делать нельзя. П. с. делали на кладбище во время похорон, пока готовилась пища на костре, на Казыме — также и между первым поминальным столом и похоронами. У северных ханты каркас поверх крыши — стропила — делали из жердей или стволов сосёнок, по 4 на женской могиле и по 5 — на мужской (по числу душ). Такое же (4 и 5) число жердей положено поверх бересты, прикрывающей могилу у сургутских (аганских) ханты (внутри П. с.). Наземные сооружения в виде ящиков с плоской крышей с наземными же захоронениями распространены у северных ханты и манси-оленеводов, близких к ненцам (ненецкий обряд захоронения). Внутрь ящика клали вещи умершего. Сверху ящик придавливали бревном от разорения хищниками. С христианизацией и ростом русского культурного влияния П. с. становились всё реже, особенно у западных и южных манси, южных и восточных ханты. Над могилой насыпали прямоугольный холм, в головах его ставили крест или палку с деревянным изображением птицы. Нередки переходные формы могил: могильного холма нет, могила покрыта сверху полотнищем бересты. Около больших селений, особенно тех, где были церкви, могилы огораживали оградой. В советское время распространились надгробные памятники-обелиски, особенно участникам войн, венки на могилах.
Лит.: Семейная обрядность народов Сибири. — М., 1980; Соколова З. П., Месштыб Н. А. О похоронном обряде восточных (ваховских, аганских, юганских) хантов и аганских ненцев. Традиции и современность // Похоронно-поминальные обычаи и обряды. — М., 1993.
З. П. Соколова.
|