Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Поминки
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Поминки

Поминки обские угры устраивали в разные сроки. Во время похорон проводили П. — проводы умершего. На Казыме дважды накрывали стол: до погребения и после, первый назывался «встречным», второй — «прощальным». Около изголовья умершего ставили рюмку и еду для него. Выливая вино, чай рядом на землю, говорили: «Пей, старик, хорошее вино, хороший чай». Пили, ели, вспоминая умершего. При этом могли поминать и других родственников. Вино при этом разливали из разных бутылок. Сроки проведения последующих П. разные у различных групп обских угров. Через год после смерти человека, как правило, его поминали редко, оплакивать его было уже «нельзя». У северных групп ханты и манси, считавших, что у мужчины 5 душ, у женщины — 4, сроки поминок тоже определялись этими цифрами: 40-50 дней, 4-5 лет (в последнем случае счёт был сакральным: полгода считали за год). Первоначально П. устраивали, вероятно, только на кладбище, позднее стали проводить и дома. Чаще всего П. устраивали летом (зимой трудно попасть на кладбище), участвовали в них по большей части женщины, а также старики и дети; мужчины поминали своих умерших родственников во время последующих похорон. На П. нельзя было ходить беременным женщинам. Придя на кладбище, женщины открывали отверстие в намогильном сооружении, стучали крышкой-втулкой по его крыше, здороваясь с умершим, целовали крышку намогильного домика. На костре варили рыбу, мясо, кипятили чай (в чайнике, лежавшем около могилы), затем накрывали на стол, ставили еду и питьё на доску перед отверстием намогильного сооружения (для покойников), ели и пили сами, тихо говорили об умершем, оплакивали его, причитали. Чай, вино наливали в кружки по-разному: умершему — в сторону «вовне руки», живому — «вовнутрь руки». Существовали запреты на некоторые виды пищи: карася, черёмуху, ягоды. Поминальный костёр разводили от домашнего очага. Остатки пищи уносили домой, раздавали людям. Пелымские манси сыпали на могилу ячмень, затем разводили поминальный костёр, богатые убивали оленей. В Колекъегане на 9-й день убивали оленя. Умершего никогда не называли по имени, только описательно, терминами, его имя было табуировано. Для отсчёта дней проведения П. и траура делали палочку, на которой зарубками отмечали дни. Трагически погибшим людям, умершим неестественной смертью, П. устраивали в четырёх местах: дома, на месте гибели, на кладбище у могилы и на Ура — месте хранения особого вместилища души. На месте П. оставляли лоскут ткани на дереве или стене дома. П. дома после похорон стали проводить под влиянием христианства. Ханты и манси устраивали П. по умершим родственникам и на месте заброшенного жилья, когда ехали мимо на промысел или с промысла.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Казым р.
Нижневартовский р-н/Колекъеган д.