Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Предания манси и ханты
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Предания манси и ханты

Предания манси и ханты, устный социально-бытовой рассказ, изложенный как достоверный, несмотря на то, что в нeм могут быть фантастические герои или обстоятельства. Основная функция преданий — информативная. Поскольку, с точки зрения рассказчика, его повествование несёт исторически правдивую информацию, он стремится убедить в этом слушателей, прибегая к разным приёмам. Определенная система доказательств истинности в П. обских угров включает ссылки на всеобщую молву, на «прадедов», на «стариков», на обычай, священные установки; может выступать указание рассказчика на то, что сам бывал в тех местах и видел те реалии, о которых шла речь. Выделяются две группы: П., бытующие повсеместно у ханты или манси, и локальные П., связанные с конкретным селением, семьёй. Поскольку П. являются одной из форм хранения народных знаний, то по характеру заключённой в них информации можно подразделять их на мифические, исторические, топонимические, семейно-бытовые и т.п. В П. нет никаких дат, все события отнесены к прошлому, а временная прикреплённость событий обозначается описательно: «В старые времена», «Давным-давно, никто из старых манси не помнит — когда...» В этом неопределенном прошлом времени могут происходить события как мифические П., так и события, относящиеся на шесть-семь поколений назад. Герои П. — предки-богатыри, в облике которых нет ничего фантастического, у них есть дом, семья, друзья, враги и т.п., но они обладают гигантской силой и способностью продолжать творение природы: богатырь с горы скатился — образовался яр, богатырь разрубил гору — в этом месте река потекла... Время богатырей как бы заканчивается с приходом русских в Сибирь. Предвестником этого якобы была белая берёза: она неожиданно начала расти в лесах. Ермаку пришлось столкнуться с колпашевским богатырём, и тот показал свою силу: десятерых казаков «между пальцами зажал», Обь перепрыгнул... После этого последовал договор с русскими: «не воевать» и остяков в армию не брать. Все события в П. освещаются с позиций настоящего, что отражается не только в интерпретации, но часто и в вербальном оформлении: у богатыря — куртка, шапка, кинжал; среди них есть связной, разведчик и т.п. П. имеют тенденцию к циклизации. Основные тематические циклы передают сведения о возникновении названий гор, рек, озёр и более мелких географических объектов, о происхождении священных мест, о расселении ханты и манси в той или иной местности, о появлении родовых фамилий, о предках-богатырях и их жизни, о борьбе с иноплеменниками. Рассказчик, осознавая, что передаёт правдивую историческую информацию, не прибегает к каким-либо художественным приёмам. И тем не менее в П. встречаются сравнения, эпитеты, образные выражения, простейшие поэтические обороты и т.п., поскольку они вообще характерны для речи рассказчиков, являющихся носителями национального фольклора. П. продолжают бытовать, оставаясь живым явлением народной культуры.

В. В. Блажес.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Ермак
География
Топографические ориентиры/Обь р.