Род (хант., манс. — сир, сыр, букв.: похожий), объединение кровных родственников, ведущих своё происхождение от единого предка. Его признаки — экзогамия, самоназвание, культ родового предка, родовой знак (тамга-подпись), родовое кладбище, кровная месть за убийство сородича, родовые угодья.
Особенностью общественного строя обских угров было отсутствие у них (в отличие от других народов Сибири) особых родовых названий (замена их фамилиями, в более раннее время — именами и отчествами), а также чёткого деления их на Р., локализованность Р. в пределах селения или групп селений. У обских угров в XVIII—XIX вв. господствовала дуальная (фратриальная) экзогамия или экзогамия в пределах 3 группы (у восточных ханты в XX в.), каждая из которых вела происхождение от одного предка и состояла из представителей разных фамилий.
Известны самоназвания экзогамных групп, похожих на Р. Сам термин, относящийся к Р., очень расплывчат (сир, махум, ех), он применяется к группе разного социального наполнения (род, фратрия, территориальные группы). Все эти группы вели происхождение от единого предка, почитали его. В ряде случаев изображение тамги-подписи совпало с этим предком, например, на Югане члены группы мохк-сир (бобр) ставили тамгу с изображением бобра, на Казыме члены группы, почитающие тетёрку, — тамгу «тетеря». В некоторых случаях совпадали предки группы и излюбленные для них орнаменты, например, у манси группа нарас-махум таким изображением была лягушка. Однако таких случаев очень мало.
У ханты и манси существовали особые фонды имён, но они прослеживаются по данным XVIII в. в пределах отдельных семейных фамильных групп. Кладбище имело каждое селение, хоронили в них в рядах по фамилиям. Для данных XVII—XIX вв. трудно сказать, что селения были родовыми, чаще всего состав населения в них был смешанным по происхождению. Была распространена, по данным фольклора, кровная месть — за сородича. Вопрос о родовых угодьях очень сложен, т.к. анализ материалов XVII—XIX вв. свидетельствует, что речь идёт обычно об угодьях семьи или жителей селения. Таким образом, родо-племенная организация обских угров отличалась своеобразием: у них не было Р. в его классическом понимании.
Лит.: Чернецов В. Н. К истории родового строя у обских угров // Сов. этнография, 1947, № 6—7.
З. П. Соколова
|