Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Сватовство
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Сватовство

Сватовство, сопровождало у ханты и манси свадебный обряд. Для С. выбирали ненастный день, когда люди сидели дома. Сватами могли быть ближайшие родственники жениха (дядя по отцу или матери, нередко родители, мать) или специальные сваты. В некоторых случаях жених непосредственно участвовал в С. Из 2—4 сватов один был главным. С. у разных групп обских угров проходило по-разному, также и термины С. различались: ханым (ближайший родственник жениха), ворт-ях — их послы (2—3) у иртышских ханты, майя — колекъеганские ханты, уртку — восточные ханты, хайта хум (старший мужчина), хайта нэ (старшая женщина) — северные манси. Сваты надевали нарядную одежду, шли с подарками «гордо, как короли», имели в руках посох и платок. На посохе (плоской деревянной палке, обмотанной красным сукном) зарубками отмечали число оленей, данных в калым, а также число визитов к родителям невесты во время С. Платок вручали родителям невесты, если они его не возвращали, С. принималось. Церемония С. начиналась с разговора сватов с родителями невесты. Она в это время сидела в пологе. Жених находился в доме, где остановился вместе со сватами или родителями, иногда присутствовал при С. У жениха и невесты бывала и «свита». Первоначально в беседе о С. речи не было. Родители невесты накрывали стол, все угощались. Сваты вели разговор иносказательно, образно, родители и свита невесты отвечали так же. Если согласие было получено, начинались переговоры о калыме и дне свадьбы. Иногда эти переговоры вёл один главный сват. Переговоры могли быть длительными: иногда они кончались на третий визит свата, иногда — на 16-й, в отдельных случаях хождение длилось до 100 раз. В этих переговорах сват, свита невесты и жениха состязались в остроумии. По завершении переговоров, а иногда и раньше, после получения согласия родителей невесты жених и сваты вручали подарки для невесты и её родителей (ей — серьги, бусы, платок, ткань на халат, родителям — чайник, чайные чашки, котёл, сукно, платок, рубашку). Нож дарить нельзя, одежду чёрного цвета — также. На Югане мать жениха дарит матери невесты браслет, а та шьёт родителям жениха обувь. Сначала одаривают родителей, потом — невесту, затем — родственников. У вахских ханты по завершении переговоров о калыме жених раздевался до брюк и посылал свою одежду будущему тестю, который передавал её своему совершеннолетнему сыну или близкому родственнику. Тот надевал её, а свою одежду посылал жениху. По завершении С. устраивали застолье. Посох оборачивали в платок и прятали в священный ящик ялпин тотап (северные манси). Сват получал плату или подарки. Сватались чаще всего весной.

Лит.: Семейная обрядность народов Сибири. — М., 1980; Соколова З. П., Сподина В. И. Свадебный обряд у хантов и манси // Российский этнограф, 3. — М., 1993.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Юган р.
Предметный указатель
Платок
Свадебный обряд народа манси (вогулов)
Упоминается в статьях
Брак
Свадебный обряд народа манси (вогулов)