Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Семья традиционная
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Семья традиционная

Семья традиционная (манс. кол таул — наполнение дома, хант. хотан хатэк — хозяйство, семья), у обских угров — коллектив, состоящий из нескольких брачных пар и их наиболее близких родственников: братьев родных и двоюродных, дядей, племянников, пасынков, падчериц (женатых и замужних), иногда и зятьёв, ведущих совместное хозяйство (домохозяйство), проживающих вместе и являющихся для административных органов официальной единицей-хозяйством. В связи со спецификой термины «большая семья» и «малая семья» могут быть применены к угорским материалам условно. В XVIII в. «большие семьи» состояли из 5—7 брачных пар и насчитывали до 30 и более человек. Такие семьи северных ханты на Нижней Оби жили в больших коллективных домах, разделённых на отдельные помещения перегородками на нарах. По данным конца XVIII в. (церковные метрические книги), в Берёзовском уезде таких семей-хозяйств было чуть больше половины (564 из 1121), в Сургутском уезде ещё в середине XIX в. — почти две трети от общего количества. К концу XIX в. их стало значительно меньше, преобладали семьи-хозяйства, состоящие из одной брачной пары с родственниками. Большие семьи-хозяйства состояли из главы семьи, его родителей, женатых и холостых сыновей, дочерей, женатых братьев родителей; иногда жили с зятьями, племянниками, пасынками. В XVIII в. часты т.н. «братские семьи», в которых жили несколько женатых братьев, старший обычно считался официальной главой. Такие семьи жили в глухих таёжных районах, на Оби и Иртыше начался процесс распада семей-хозяйств. В составе и больших, и малых семей нередко отмечены «подворники»: малые семьи женатых мужчин или вдовы с детьми, имеющие иную, не семейную фамилию. Возможно, некоторые из подворников были дальними родственниками основной семьи, а вдовы с детьми — жёнами умершего старшего брата главы семьи, по правилам левирата содержащиеся как вторые жёны. Они вели совместное хозяйство. Число подворников к концу XIX в. стало снижаться. Возможно, именно их Г. Ф. Миллер называл «товарищами». В постоянных зимних селениях было от 3—6 до 12—13, редко — больше семей-хозяйств, в крупных сёлах (Леуши, Кошутское, Цингалинские, Согомские, Больше-Атлымские, Ендырские, Сухоруковские и другие юрты) — до 20—30 и более семей-хозяйств. Например, Хошлогские юрты населяли только однофамильцы Овасевы (5 хозяйств), это были родные братья. В остальных селениях жили манси разных фамилий и часто различного родового (фратриального) происхождения. Каждая семья-хозяйство владела своим угодьями, имела свою тамгу. С весны многие семьи разъезжались по угодьям ловить рыбу, иногда разделяясь на брачные пары, живя в близком соседстве в сезонных селениях. Для обско-угорской семьи XVIII— XIX вв. были характерны патрилинейность и патрилокальность за некоторыми исключениями. У отдельных групп довольно долго существовали явления пережиточной матрилокальности. К началу ХХ в. возобладали патриархальные отношения. Специфика обско-угорской семьи-домохозяйства повлияла на её уклад, что особенно заметно в отношении производства и потребления. Даже в современных семьях родителей с женатыми детьми сохраняется следующий порядок: общими являются угодья (охотничьи, рыболовные, пастбища), в некоторых коллективных видах труда участвуют не только члены семьи, но и жители селения, иногда родственники (сооружение запоров); орудия труда находятся в индивидуальном пользовании каждого взрослого; дом, амбар, иные хозяйственные сооружения — общие; пища, приготовленная в котле (рыба, мясо оленя, добытого зверя), потребляется сообща, но купленные хлеб, сахар, чай — всегда отдельно. Если котёл общий на семью, то чайник у каждой брачной пары свой. Едят также за своими столиками.

Лит.: Общественный строй у народов Северной Сибири. — М., 1970; Чернецов В. Н. Наскальные изображения Урала. САИ, Вып. 4—12. — М., 1971.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович)
География
Кондинский р-н/Леуши с.
Топографические ориентиры/Нижняя Обь р.
Упоминается в статьях
И.Н. Гемуев. Мифологическая картина мира манси
Сказки несвященные
Этикет традиционный