Сказ, устное повествование о недавних событиях индивидуального или общего характера, обязательно подкреплённое личным опытом рассказчика. Иногда С. отождествляется с рассказом-воспоминанием, иногда сближается с обычным бытовым рассказом, иногда употребляют этот термин как синоним устного народного рассказа. В народной среде имеют хождения достаточно широкие по смысловому наполнению термины: потыр, ясынг (хант.), потыр (манс.), которые являются однокореными со словами «речь», «сообщение», «разговаривать» и обозначают устные бытовые рассказы, предания, былички, сказы. Применительно к повествовательному фольклору ханты и манси впервые употребила термин «сказ» З. П. Куприянова в начале 1970-х. Она же выделила две основные группы С.: 1. О событиях общественной жизни, участником или очевидцем которых был рассказчик, и об эпизодах из его личной жизни; 2. О случаях на промысле (рыбной ловле, охоте на медведя, лося, росомаху и т.п.). С. лишены фантастических мотивов. Если последние присутствуют, то рассказчиком воспринимаются как реальные. Вымысел в С. носит бессознательный художетсвенный характер, для него всегда характерна установка на истинность сообщения. С. обычно сюжетен, занимает промежуточное положение между обычным бытовым высказыванием и актом устного поэтического творчества, поэтому один и тот же случай в изложении разных рассказчиков может выглядеть и как факт повседневной практики, и как факт фольклора. Всё зависит от одарённости исполнителя, широты его взглядов, знаний, умения употреблять национальные пословицы, фразеологизмы, поэтические вербальные формулы и т.п.
Лит.: Куприянова З. Н. К вопросу о жанровом составе фольклора угро-самодийских народностей // Проблемы изучения финноугорского фольклора. — Саранск, 1972; Сайнахова Н. В. Животный мир в мансийском фольклоре // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. — Томск, 1985.
В. В. Блажес.
|