Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Сказки детские
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Сказки детские

Сказки детские, отличаются от других по сюжетам, образам, характеру исполнения, функциям. Мир предстаёт в образах зверей, птиц, домашних животных, в образах природных стихий — огня, неба, облаков, ветра, в образах деревьев, растений, даже бытовых предметов (платок, стелька, стружка и пр.), все они между собой если не связаны напрямую, то как-то сопряжены. Многие из них умеют действовать по-человечески. Народная педагогика выработала формы повествования, приемлемые для детей 3—4 лет и старше, когда они осваивают родной язык, усваивают национальные этнические нормы, расширяют знание окружающего их мира. В первую очередь это сказки-диалоги с обязательными повторами, переспрашиваниями, чтобы требуемое вошло в сознание ребёнка, диалог с персонажем может продолжаться очень долго. «Акврись, мешочек твой где?» — «Собаки унесли». — «Собака где?» — «В лес убежала». — «Лес где?» — «Огонь сжёг» и т.п. Сказочная цепь может наращивать вопросы и завершаться алогичностью: на очередное «где?» может последовать ответ: «Девочки прибежали и проглотили». Ребёнок начинал познавать мир через поэтическую преображённость, которая изначально формировала у него мажорное восприятие жизни и успешно способствовала его социализации. Детям 5—6 лет и старше рассказываются более сложные сюжеты, в которых появляются носители злого, таинственного, при этом обобщённое доносится через конкретный случай и обязательно привносится наставительность, поучительность. Например, от непослушных детей улетела мать, превратившись в кукушку; жадность осуждается в С. «Хайпие» — отсюда пословица: «Хаюп вуйн ал янсяся (куличьим жиром захлебнись)»; лень и ложь порицаются в С. «Халей и Дятел», а баловство — в мансийском сюжете «Как Луна на Землю приходила», отсюда запрет: нельзя на Луну пальцем показывать, а то он сгниёт. Почти каждая вещь практического назначения окружена у ханты и манси рассказами о её происхождении. В процессе её изготовления, украшения детям передаётся не только технология, но и рассказывается о происхождении ремесла, о символике и функциях орнамента, о мастерах из их рода и т.п.

Лит.: Обатина Г. А. Принципы традиционного воспитания в хантыйской семье // Народы Северо-Западной Сибири. Вып. 1. — Томск, 1994; Зенько А. П., Шарапов В. В., Криницкий А. Я. Ханты озера Пяку-То (по материалам полевых этнографических исследований) // Древняя и современная культура народов Западной Сибири. — Тюмень, 1995.

В. В. Блажес, Е. И. Ромбандеева.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника