Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Этикет традиционный
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Этикет традиционный

Этикет традиционный, в нравственной культуре обских угров, в частности ханты, немаловажную роль играет культура общения: формы приветствий и правила поведения за столом, поездки в гости и т.п. Они зависят от возраста, пола, отношений между людьми, ситуаций при встрече. Эти правила служат регуляторами отношений, нарушение их вызывает негативную реакцию у окружающих. Приветствия и благопожелания. В хантыйском языке слову «приветствие» более всего соответствует выражение: «Вуща вула» (северный диалект), «Пытя вэл» (восточный диалект) — «Здравствуй, живи!». Хантыйская этика не предполагает приветствия друг друга в течение дня членами одной семьи. В семье формой приветствия и благопожелания является высказывание старшего члена семьи по поводу хорошей погоды в течение дня, ясного неба, прекрасного утра. Такая форма приветствия является пожеланием добра и счастья всем членам семьи. Родственники, люди, видевшиеся редко, гости приветствовали друг друга объятиями и поцелуями. Поцелуем в губы могли приветствовать близких родственников. Поцелуем в щёку с причмокиванием приветствовали дальних родственников и дорогих гостей. При этом целует старший младшего, подставляющего для поцелуя губы или щёку. С чужими людьми не принято целоваться. Особенно этих правил придерживались мужчина и женщина, соблюдавшие обряд избегания. Считались недопустимыми фамильярность, касание друг друга, дёргание за одежду, косу, похлопывание по плечу. Благопожеланием у ханты было пожелание здоровья, долгой памяти, солнца, счастья, детей, быть хорошим человеком и т.д. При прощании друг с другом говорили: «Па ям вула» (северный диалект), «Им улум» (восточный диалект) — «Опять живи хорошо!». Желали прямой дороги, хорошей жизни и т.д. Застольный этикет. В застольном этикете находят своё отражение общие законы жизни ханты. В нём можно выделить следующие моменты: 1) виды застолья; 2) распределение ролей; 3) рассаживание; 4) последовательность подачи блюд; 5) приём пищи; 6) принятие спирт. напитков; 7) выход из-за стола; 8) речевой этикет. Организацией застолья занимался один из старших родственников мужского пола или сам хозяин. В его роль входило распределять жертвенную пищу, обносить вином присутствующих, организовывать гостей на поклоны и моления, произносить благодарственные речи. В традиционной семье за столом садятся в следующем порядке: ближе к священным реликвиям садится хозяин, затем сыновья, дочери, не достигшие совершеннолетия, со стороны входа садится хозяйка и её старшей дочери. Для приглашения к столу не предусмотрено особых церемоний. Своих за стол не приглашают, они садятся, если видят, что стол накрыт, а гостей приглашают, и они тут же подсаживаются. При угощении сначала подают строганину — свежемороженую рыбу, мясо, затем горячий чай. Пока не закончат есть, из-за стола никто не должен выходить, а тем более не было принято уходить из дома во время еды. Если кому-то нужно было уйти, то уходящий говорил хозяевам: «Пасанан катлалн» — «Стол держите». По нормам, принятым в хантыйском обществе, нельзя было говорить, что объелся, оставлять кусок еды, есть стоя и в головном уборе. Трапезу приравнивали к священнодействию, считая, что через пищу духи давали человеку силу для добрых дел. Гостевой этикет. Гостеприимство и щедрость всегда высоко ценились у народов Севера, что диктовалось законом самосохранения в суровых условиях тайги и тундры. В хантыйском языке близки значения слов: мой — гость, мойн ех — гости, мойлоспа — подарок, т.е. «гость есть подарок». Гости делились по категориям: близкие родственники и дальние, друзья, приехавшие по делам люди, незнакомые путники. Приём гостя — важное событие в любой семье. Гости могли быть «жданными» и «нежданными». Если ждали в дом родственников, то гостей встречать выходил чаще всего хозяин, хозяйка готовилась к встрече в доме. В основе такого поведения лежат правила избегания между мужчиной и женщиной. Из гостей в дом заходили вначале мужчины, а потом женщины и дети. Хозяйка вместе с дочерьми накрывала на стол. Женщины-гостьи участия в этом не принимали. Правилами поведения было предписано не расспрашивать гостя о цели приезда, о том, когда он уедет. После угощения гость сам должен был рассказать о себе, своих делах, цели приезда. Народная этика предполагала обязательное одаривание гостя по выработанным правилам. Любой подарок требовал «отдарка». Отъезд гостей был также тщательно продуман. Перед отъездом гостей угощали, давали с собой мясо жертвенного животного, еду в дорогу. Перед отъездом гости клали поклоны в сторону родовых реликвий семьи. Провожать гостей выходили все. В проводах не участвовали беременные женщины. После отъезда гостей не принято было о них говорить, часто вспоминать. О гостях должны быть самые хорошие мысли, добрые воспоминания.

М. А. Лапина.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Избегание
Семья традиционная