Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Гигиена национальная
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Материальная культура обских угров

Гигиена национальная

Гигиена национальная, обобщённый опыт народа по сохранению здоровья, работоспособности, продлению жизни. Существует Г. н. у малочисленных народов Севера ханты и манси. Она выразилась в виде ритуалов, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Жильё ханты, манси делится на мужскую и женскую половины, перейти с одной в другую можно лишь у входа. Порядок обеспечивался тем, что у каждого человека, каждой вещи, предмета было определённое место, а члены семьи соблюдали установленный веками этикет. Очагом служил глиняный чувал, напоминающий камин; в чуме — костёр или железная печь. Разводить огонь в очаге можно было только после утреннего умывания всех домочадцев, т.к. огонь — святое существо. В противоположном углу, на больших полках, хранились посуда, вода, провизия. Вокруг очага находились котёл, чайник, вёдра с водой. Посуда изготовлялась из дерева или бересты, т.к. в ней дольше сохранялись продукты. На улице располагалась глинобитная печь для выпечки хлеба. Основной пищей были рыба, мясо, ягоды. Свежепойманную рыбу ели сырой, а также мороженой, варёной, жарено-сушёной, вяленой. Вытапливали рыбий жир, употребляли с рыбой, ягодами, мучными изделиями. Боровую дичь и мясо ели варёными, оленину — сырой, мороженой, варёной. Оленью кровь пили свежей. Напитками служили вода, отвары из чаги и трав.

Включая в рацион сырое мясо, печень, рыбу, ягоды, жители пополняли свой организм витаминами, белками, жирами и микроэлементами, что способствовало максимальному ускорению восстановительных процессов в организме. Нары застилались сеном, затем циновками из травы, камыша. Сверху укладывали оленьи шкуры. Постель тепла, мягка, гигроскопична, самоочищающаяся. Одежда ханты и манси предохраняла от перегрева, сохраняла тепло и способствовала самоочищению тела. У мужчин все виды одежды подпоясывались. У женщин одежда распашная. Обувь летом: чирки короткие и с пришитым длинным голенищем из ткани и кожи; зимой: длинная обувь из камуса, шкуры лося или крупного оленя. Внутрь одевали шерстяные или меховые чулки, клали травяные стельки, заготовленные летом из травы, расчёсанной металлическим гребнем. Зимой готовили из мёрзлой древесины чип — тонкую мягкую стружку. Использовали как полотенце для вытирания лица, рук, посуды. Во время менструации женщины вкладывали чип в гигиенический пояс, сшитый из кожи и бересты. Пояс носили постоянно, оберегая себя от простуды. Девушки и женщины в этот период, а мать и дитя — после родов жили 1,5 месяца в специальном маленьком доме. Они освобождались от тяжёлой домашней работы. Затем проводился обряд «очищения» — обтирание раствором чаги или бобровым мускусом, стоя над паром от нагретого на огне и опущенного в воду топора. Жилище окуривали (дезинфицировали) пихтой, чагой. Эти процедуры предназначались для сохранения здоровья продолжательницы рода, которую выбирали не только из хорошего, честного, трудолюбивого, но и здорового, крепкого и красивого рода. Женщина в 5—6 месяцев беременности готовила одеяльце из шкурки лебедя или зимнего зайца, временную колыбель. В ней ребёнок находился до отпадания пуповины, которую обрабатывали пеплом из сожжённого беличьего хвоста. После «очищения» одежда, в которой мать и дитя находились в маленьком доме, сжигалась, ребёнок получал 2 колыбели: ночную — берестяная коробка, и дневную — деревянная или берестяная со спинкой. На берестяную подстилку насыпали мелкую труху берёзы, ивы, мягкую шерсть оленя. Использованную труху высыпали под деревья на кочки. От намокания в колыбель мальчика клали набедренник. От опрелости использовали просеянную труху древесных крошек (как детская присыпка). Влага легко впитывалась в крошки, стекала с шерсти, ребёнок оставался сухим и тёплым. Берестяные наколенники предохраняли от искривления ног. Детей кормили грудью до 2—3 лет, а то и больше.

Уклад жизни, питание, ритуалы, семейные и культурные традиции ханты и манси в экстремальных условиях Севера способствовали сохранению здоровья, полноценной жизнедеятельности и воспроизводства.

Лит.: Соколова З. П. Путешествие в Югру. — М., 1982; Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. — Сургут, 1993.

Г. М. Егорова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Колыбель
Печь хлебная