Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Интерьер жилища
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Материальная культура обских угров

Интерьер жилища

Интерьер жилища у ханты и манси довольно прост, но различен для разных типов жилищ. Общим является то, что в основном дома были однокамерными. В чуме самодийского типа в центре располагались очаг-костёр или железная печка, справа и слева от них — места для сна и бодрствования днём: на землю настилали доски, поверх них — циновки и шкуры, летом ставили ситцевые пологи от комаров. За очагом против входа было почётное гостевое место, где хранили и охотничьи ружья, боеприпасы. У входа — места для женщин, кухонной посуды, утвари, дров. Имущество хранили увязанным на нартах, расположенных вокруг чума. Спали, располагаясь в соответствии с традиционной семейной иерархией, например, в средней части (против основного шеста) — глава семьи и его жена, а также младшие дети, выше их — неженатые сыновья и т.д. В сезонных каркасных жилищах из жердей и бересты И. был почти такой же, лишь иногда очаг располагался снаружи, спали вдоль стен на ветвях, циновках и шкурах, ставили пологи. В каркасной или срубной полуземлянке чувал стоял в углу, налево или направо от входа (у жителей районов Средней Оби, Агана — в середине правой стены). Окно было в крыше или в боковой стене против чувала. Вдоль стен устраивали нары — земляные, огороженные досками, высотой 30 см и шириной до 2 м. Дрова хранили в углу у двери, в южных краях — между передней стеной и двумя столбами, у северных манси — в левом от входа углу. Аганские жители над нарами в два ряда сооружали полки из досок, закреплённых в прорезях столбов (для посуды). На Нижней Оби в больших домах, где жили несколько семей, каждая семья имела свое отделение на нарах, огороженное столбами. На нарах хранили коробки и сумки, мешки с рукоделием. К нарам приставляли низкие столики, за которыми ели, сидя на нарах или чурбаках. Ваховские ханты в центре боковой стены под окном помещали стол из досок. Поперёк или вдоль дома от одной стены к др. протягивали горизонтальные жерди для просушки одежды и обуви. На стенах часто делали полки для утвари. И. срубного дома мало отличался от описанного. Полки для посуды, хранения провизии, воды устанавливали в углу против чувала. Под ними держали собак. Стол помещался у одной из стен, против стены с чувалом. В переднем углу была полка для домашних святынь, там же хранился шаманский бубен. Женщины туда не имели доступа. Если в доме не было потолка, коробки со святынями хранились на балках крыши. С конца XIX в., когда стали строить срубные дома русского типа, их И. приблизился к сибирскому крестьянскому: дома были двух-трёхкамерными, кухня отделялась от жилой комнаты, отапливались русской печью, появилась мебель: столы, лавки и табуретки, посудные полки, кровати, шкафы. На окнах — занавески и цветы, на стенах и около кроватей — коврики, оленьи шкуры, циновки. Это особенно характерно для селений на Оби и Иртыше, где ханты и манси жили в соседстве с русскими. В южных районах (Иртыш, Тавда, Тура), где ханты и манси контактировали с татарами, появилось влияние последних на И. дома: печки с вмазанными котлами и плитами, набор одеял и подушек на кроватях.

Лит.: Чернецов В. Н. Чум // Сов. этнография. 1936. № 6.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Аган р.
Топографические ориентиры/Иртыш р.
Топографические ориентиры/Нижняя Обь р.
Топографические ориентиры/Обь р.
Топографические ориентиры/Средняя Обь р.
Топографические ориентиры/Тавда р.
Топографические ориентиры/Тура р.
Внутреннее убранство остяцкой юрты в восприятии европейца. Гравюра XVIII в.
Интерьер жилища. Илл.
Интерьер жилища. Илл.
Хантыйская семья