Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Материальная культура ханты
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Материальная культура обских угров

Материальная культура ханты

Материальная культура ханты тесно связана с их хозяйством. Это относится к средствам транспорта и передвижения (лодки, лыжи, нарты), типам поселения и жилищ, одежды и головных украшений, пищи и утвари. Долблёные лодки — остроконечные (западно-сибирского варианта (облас), составные (с выдолбленным днищем и нашитыми из досок бортами), круглодонные (калданка), дощатые лодки-неводники (русского происхождения), крытые лодки с каютой (каюк, илимка). На них ездили на рыбалку, по другим надобностям. Нарты делились на ручные, собачьи и оленьи. Ручные нарты длиной 2—2,5 м, их тащит охотник на лямке через плечо, иногда подпрягая собаку; они косо- или (редко) прямокопыльные (3—4-копыльные), с «бараном», прикреплённым к передним копыльям, с кузовом из планок глубиной до 40 см. У обских угров была распространена собачья упряжка. В целом для ханты в прошлом (до ХIХ в.) характерен западно-сибирский тип упряжного собаководства с прямокопыльной нартой, поперечной блочной упряжкой, тазовой упряжью и упряжь собаками с помощью хорея. Этот способ слабо изучен. Известен также ненецкий тип упряжного собаководства — северо-западный — с косокопыльной нартой, поперечной блочной упряжкой, тазовой упряжью, посадкой на нарты боком, слева, с упряжью хореем. Такими нартами пользовались рыбаки и охотники, на них женщины возили дрова, воду. Тип санного оленеводства у обских угров самодийский: нарта косокопыльная, упряжка веерная с 3—8 оленями, упряжь со сложным недоуздком и лямкой, поясом; тяжи проходят между задними ногами оленей. Крепление тяжа с нартой блочное, посадка на нарты боком слева, поводок проходит слева, упряжь хореем. Оленьи нарты длиннее (более 3 м). Они различаются на ездовые мужские и женские, грузовые — для дров, шестов чума (более длинные), для духов, с ящиком (продуктовые). У некоторых групп восточных ханты оленей запрягали в нарты, по конструкции повторяющие местные ручные. Ханты ездили на нартах круглый год. Для зимы нарты делали легче. В нартах с ящиком летом хранили имущество, одежду и обувь. Жилища по конструкции были каркасные: из столбов, жердей и коры, срубные — из брёвен, редко встречались смешанные типы. Они были стационарными (зимние каркасные, углублённые в землю, срубные, дощатые), сезонные (каркасные из жердей и коры), временные (каркасные из жердей и коры), круглыми (чум), прямоугольными (сруб) в основании, наземными, углублёнными в землю (полуземлянки и землянки), свайными (дощатые и срубные). Углублённые в землю жилища известны в основном у ханты. Они каркасные, остов их — из наклонных столбов, соединённых вершинами или прямоугольной рамой. Сезонные каркасные постройки из жердей и коры (чаще — бересты) были разной формы: конические (чум), полусферические, односкатные, двускатные, прямоугольные с разной формой крыши (односкатной, двускатной, конической, сферической), чум в основном самодийского типа.

Одежда ханты двух типов — распашная (с разрезом спереди) и глухая (без разреза). Распашная одежда бывает меховой и из тканей (сукна, сатина, ситца). Меховая женская одежда северных ханты, одежда из ткани у сургутских ханты — западно-сибирского типа: её стан туникообразного покроя (спинка и полки — одно перекинутое полотнище с косыми клиньями в боках). Распашная одежда мужская восточных ханты — енисейского типа: из одной шкуры со швом на плечах со сходящимися широкими или надставными полками. Глухая одежда мужская меховая или из сукна (малица, совик или гусь, парка) — приуральского типа: перед и спинка — из двух одинаково скроенных шкур, иногда с вшитыми в бока прямоугольными кусками шкур. Головные уборы — капоры различного покроя у северных и восточных групп. Обувь у ханты и манси чаще всего с голенищем (сапоги из оленьих шкур, ровдуги) или без него (чирки, которые носили с длинными шерстяными носками). По покрою обувь в основном была поршневидной (с собранным носком) и (у сургутских и ваховасюганских ханты) башмаковидной.

Пища ханты в основном рыбная и мясная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), сушёной или вяленой (юкола), варёной. Заготавливают и пьют рыбий жир, в нём варят икру и сушат, смешивают с ним ягоды. Мясо оленя, лося едят сырым, запивая кровью, варят. Ягоды сушат, варят варенье без сахара. В ХХ в. стали заготавливать солёную рыбу, варить варенье с сахаром. Большое значение в пищевом рационе имеет хлеб. Часто пьют чай (в любую трапезу). Утварь изготавливается из дерева, бересты, меха, рыбьей кожи, корней, кости, травы. Деревянными были все орудия труда для охоты и рыболовства: черенки ножей, копий, стрелы, лук, черпаки, вёсла, ловушки на зверя, а также ложки, миски, блюда, ступки, корыта, ковши и др. Из бересты делали вёдра, миски, кузова, набирки, коробки для рукоделия, табакерки. Из меха шили мешки для хранения имущества, предметов рукоделия, поясные мужские сумочки. Из рыбьей кожи шили непромокаемые мешки для соли, муки, пороха (а раньше и одежду). Из корней плели блюда, миски, коробки для боеприпасов. Из кости делали крепилки для ниток, черенки для ножей, игольники, наконечники стрел. Из травы плели циновки.

Лит.: Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов. — Томск, 1985.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Жилища традиционные
Землянка
Каюк
Лодки традиционные
Лыжи
Малица
Облас
Обувь традиционная (национальная)
Парка
Полуземлянка
Хлеб
Чай
Чум
Женщины ханты в праздничных одеждах. Материалы экспедиции У. Т.Сирелиуса
Женщины ханты в праздничных одеждах. Материалы экспедиции У. Т. Сирелиуса