Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Крестные родители
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Крестные родители

Крестные родители, в церковной традиции восприемники. К. р. становятся при совершении обряда крещения, ручаясь за веру крещаемого, обязуясь наставлять его в вере и благочестии. В народной традиции К. р. получают особое ритуально-мифологическое переосмысление. У сургутских старожилов различались «купельные крестные» (собственно К. р., крестившие младенца) и «некупельные крестные» — те, кто во время болезни ребенка дал ему свой крест и тем самым, по народным представлениям, сообщил «легость» (облегчение в болезни). В самом обряде крещения функции крестного и крестной (кума и кумы) строго различаются: кума заготавливает и приносит ребенку «ризки» — рубашку; кум покупает крестик и платит священнику за требу. Дарение «ризок» получает в народных представлениях дополнительный мифологический смысл: если крестная не успевала сделать своему крестнику рубашку и ребенок умирал, это считалось большим грехом для крестной. У сургутян «купельные крестные» считались важнее родных отца и матери: «Не тот отец, кто приобрел дитя, и не та мать, что родила его, и дурак может родить, а тот отец и та мать, кто в крещену веру произвел дитя». На том свете, по народному мнению, за грехи детей будут давать ответ именно К. р., причем за крестника — крестный отец, а за крестницу — крестная мать. Существовало представление о связи судьбы крестников с К. р.: если дети оказывались «недолговекими», то краткий срок жизни крестников приписывался несчастливым крестным; тогда при рождении новых детей в К. р.. следовало брать первых встречных. Особый комплекс мифологических представлений связан с проклятием К. р, которое считалось величайшим наказанием для крестников. Проклятие К. р. всегда сбывается, при этом от крестника отступает ангел-хранитель и он оказывается в распоряжении бесовских сил. Бранные формулы (такие как: «Чтобы тебя черт побрал») имеют магическое значение в устах К. р. по отношению к крестнику. В региональной традиции бытовало множество быличек о «проклятых», которых забирает нечистая сила, чаще всего принимающая облик лешего. Распространенным мотивом мифологических рассказов является и мотив исполнения проклятия К. р. во время свадьбы (или в первую брачную ночь).
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника