Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Святыни Березова
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Святыни Березова

Святыни Березова. В г. Березове существовал развитый и сложный комплекс локальных культов, включающих в свой состав почитание нескольких местных икон, различающихся по функциям, и т. н. «святых мест». В Березовском Воскресенском соборе в ХIХ в. находилось четыре почитаемых иконы. Икона св. Архистратига Михаила, по преданию, принесена казаками — основателями города Березова. Икона почиталась всеми жителями Березова, даже некрещеными инородцами. Культ имел особое распространение в среде казаков. Иконе молились и заказывали молебны в различных жизненных случаях, особенно перед отправлением в путь. Культ иконы св. Николая Чудотворца, также связанный своим происхождением с казаками-первопоселенцами, имел широкое распространение у крещеных и некрещеных ханты. В местной традиции были распространены рассказы о явлениях Николая Чудотворца во время бедствия на воде и спасении от гибели. Ханты ставили свечи перед иконой, часто заказывали молебны. Березовские казаки, пожертвовавшие иконы в Воскресенскую церковь, заказали написать на одной доске, в меньшем виде, Архангела Михаила и св. Николая. Эта икона хранилась в казачьей канцелярии. Икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, по преданию, с основания Березова находилась на городской башне, над воротами. В 1623 икона была перенесена в церковь, так как прославилась чудесами исцеления «болящих». В Березове была составлена рукопись о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии стольником И. Ф. Грибоедовым, березовским воеводой в 1636—1637, который сам исцелился от болезни вследствие молитвы пред иконой. Впоследствии подлинная икона была перевезена в Москву по царскому повелению; в Березовском соборе находился ее список. Культ иконы св. Епифания, епископа Кипрского включен в традицию обетных праздников. Почитание иконы восходит к начальному времени истории Березова. Затопление сенокосных лугов привело к недостатку кормов на зиму и падежу скота. В отвращение бедствия был совершен молебен с водоосвящением и коленопреклоненной молитвой на 12 мая, день памяти св. Епифания. В память избавления от бедствия возникла традиция почитания иконы и чествования дня св. Епифания. Почти исчезнувший культ был возобновлен при подобном стихийном бедствии в 1848 протоиереем Иоанном Заборовским. В 1891 молебен с водоосвящением был совершен протоиереем М. Путинцевым в сходном случае падежа скота из-за летнего наводнения. В Богородице-Рождественской церкви особо почиталась икона Богоматери «Скоропослушницы». В 1910 по благословению епископа Тобольского и Сибирского Евсевия было открыто приходское братство во имя иконы Богоматери «Скоропослушницы».

Еще один локальный культ в пределах Березова связан с почитанием могилы неизвестного подвижника благочестия в Преображенской часовне, находящейся за оградой Богородице-Рождественской церкви. Над могилой совершались панихиды; земля с могилы считалась целительной. По описаниям ХIХ в., в поминаниях почти всех березовцев значился безымянный подвижник: «о упокоении раба Божия, его же имя ты, Господи, веси». В Березове бытовали локальные легенды об этом «святом месте». Распространенный мотив этих рассказов — явление ночью человека в диаконском облачении, выходящего из часовни, кадящего вокруг часовни и церкви и скрывающегося в часовне. По одной из легендарных версий, часовня была построена по указанию благочестивого березовца, видевшего во сне на этом месте монаха. Мотивы чудесного света по ночам в затворенных церкви и часовне, раздающегося «ангельского» пения широко бытовали в свое время в местной повествовательной традиции. В конце ХIХ в. уменьшение количества чудесных видений местные жители объясняли собственной греховностью, удаляющей от них Благодать Божию. К комплексу локальных культов Березова примыкало и почитание князя Меншикова как праведника и подвижника, устойчиво сохранявшееся в течение ХVIII—ХIХ вв. Почитание С. Б. среди местных ханты во многом было обусловлено ритуально-мифологическим субстратом сакрального ландшафта Березова. На территории города, возможно, на месте позже построенных православных храмов находились священные места ханты. Так, в источниках ХIХ — начала ХХ вв. описывается большая старая лиственница (в начале ХХ в. ее возраст оценивали в 250—300 лет), растущая посреди кладбища. В углубление между двумя стволами лиственницы ханты помещали «приклады», прежде всего серебряные монеты. Также упоминается в источниках находящаяся рядом с церковью священная роща, проезжая мимо которой ханты бросают в реку деньги. Описаны ритуально-магические действия, совершаемые в роще: ханты, садясь выпивать водку, сначала ставят бутылку на определенное время под деревья, а потом уже начинают пить. Комплекс С. Б. относится к числу ярких проявлений как народного православиякоренных народов, так и феномена двуязычия культурногов целом, и требует серьезного системного исследования.

Лит.: Абрамов Н. А. Описание Березовского края // Записки РГО. — 1857. Кн. ХII; Путинцев М. Ответ на статью «Историческая справка по поводу торжества в г. Березове» // Тобольские епархиальные ведомости. — 1892. № 13-14.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Грибоедов И. Ф.
Евсевий
Заборовский Иоанн
Меншиков Александр Данилович, светлейший князь
Путинцев М.
География
Исторические топонимы/Березово