Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Сенокос
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Сенокос

Сенокос, заготовка сена. Длинные сибирские зимы определяют продолжительность периода стойлового содержания скота, а следовательно, повышенную потребность в запасах сена. Сроки С. на Тобольском Севере в среднем — со второй половины июля до глубокой осени. В прибрежных поселениях (как, например, в Самарове) «страда» начиналась с Ильина дня, когда после спада воды на полях вырастала трава. Основная форма пользования покосами на Тобольском Севере — захват угодий. Земли, находившиеся в общинном владении, делились между семьями через порядок «закашивания» — каждая семья определяла межу своего участка покоса («кошенины»), делая «закос» (или «прокос») в длину и ширину. Соперничество между членами общины за обладание лучшими участками, особенно в южных районах Югории, часто приводило к конфликтам. Обнажалось в этих случаях и социальное расслоение общества — богатые хозяева, способные нанять в работники до десяти человек, захватывали лучшие покосы, оставляя на долю бедных семей худшие участки. Для кошения использовались косы разных типов, чаще литовки. Основной травой, заготавливаемой на сено, в приобских и прииртышских поселениях был пырей. Скошенная трава сохла два-три дня при хорошей погоде; затем сгребалась граблями в валы; из валов вилами и граблями крестьяне делали «копны» («копнили сено»). Вилы использовались как деревянные (двухрогие деревянные вилы обычно делались из березы), так и железные (кованые). В Сургуте копны складывались, в основном, не вилами, а граблями: с их помощью плотно набивали «беремя» сена, затем перехватывали и относили в копну. Вилами с коротким черенком копны «вершили». Копна применялась как мера покосного луга. В копне обычно насчитывалось 5—7 пудов; в т.н. «ручной копне» — 3—4 пуда; в «женской копне» (когда уборкой сена занимались женщины) — 3—3,5 пуда. Копны переносили на носилках (березовые жерди, очищенные от коры, обструганные и обтесанные на концах) в одно место и «сметывали» в стог (обычно около 20 копен). Сено измерялось в стогах: «у нас покоса стогов на двадцать». Недостаточно просохшее из-за погоды сено могло в стогах «сгореть»; в таком случае копны складывали в «зарод» (длинная высокая стена из сена), который продувался ветром. «Поставленное» сено (в среднем хозяйстве заготавливали около 20 стогов) оставалось на полях до зимы. Зимой сено свозили домой и метали на загородях (Сургут, Самарово) в виде громадных стогов — «ометов» («заметов»). При перевозке сено закрепляли «бастрыком», толстой жердью, обычно березовой, привязываемой поверх воза. На дальние покосы обычно отправлялись на несколько дней, в этих случаях устраивались временные укрытия, т.н. балаганы. Главной угрозой С. в поселениях по берегам Оби и Иртыша являлись частые наводнения, при которых могли быть затоплены полностью все покосные луга. Так, после большого наводнения лета 1858, когда траву приходилось косить даже в воде, в октябре и ноябре сено в с. Самарове стоило от 60 до 90 копеек серебром за копну; позже оно вовсе исчезло из продажи. В таких кризисных ситуациях коров кормили скобленым и мелко рубленным талом, который обваривали горячей водой, добавляя при этом муки. Лошадей зимой в случае отсутствия кормов отправляли на тебеневку. Ямщики запасались для кормления лошадей печеным хлебом.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Иртыш р.
Топографические ориентиры/Обь р.
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Упоминается в статьях
Скотоводческая обрядность у русских старожилов
Вилы двурогие. Сургут. XX век. Сургутский краеведческий музей