Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Скульптура сакральная
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Скульптура сакральная

Скульптура сакральная, особый тип сакральных изображений христианского содержания; чаще С. с. именовалась «резными изображениями», «резными иконами». С. с. были запрещена Русской Православной Церковью, которая усматривала в ней отголоски язычества («кумирослужения» и «идолопоклонства»). Наиболее распространены в общерусской традиции были резные изображения св. Николая Чудотворца и св. Параскевы Пятницы, что объясняется необыкновенной развитостью народных культов этих святых (см.: Народное православие) и их связью с дохристианскими мифологическими представлениями. В Древней Руси С. с. отрицалась по церковной норме, но существовала «по обычаю». Борьба Церкви с С. с. особенно усилилась в Новое время, после реформ Петра Первого; на протяжении ХVIII в. один за одним следовало несколько указов, предписывающих изъятие резных икон из церквей Тем не менее, Церкви приходилось считаться с особенным почитанием С. с., и резные иконы продолжали широко бытовать в русской традиции. Сибирь можно признать одним из регионов наиболее широкого распространения С. с., что прежде всего обусловлено общесибирским почитанием св. Николая Чудотворца. Согласно сведениям о вещественных памятниках церковной старины, присланных по программе Тобольского епархиального православно-церковного Братства, в церквях Тобольской епархии хранилось более 30 резных изображений христианских святых. Следует учесть крайнюю неполноту этой статистики: так, не поступило ни одного сообщения с территории Тобольского Севера. Интерес вызывают упоминания о резных изображениях головы св. Крестителя Иоанна Предтечи (южные уезды Тобольской губернии). В целом по русской традиции подобных сведений крайне мало, что, очевидно, объясняется особой боязнью священнослужителей сообщать об этом церковному начальству. Наибольшее количество резных изображений — иконы св. Николая Чудотворца; по программе присланы сведения о 19 иконах. Кроме того, в самом Тобольске находилось несколько резных икон св. Николая: в Знаменском монастыре (в нижней Никольской церкви); в Архангельской церкви. В Никольской церкви было два резных изображения — большое и малое (малое вызывало большее почитание у прихожан). Резным иконам приписывались особые функции. Так, они часто использовались при сборе пожертвований. Резной образ св. Николая Чудотворца (небольшого размера) из Туринского Николаевского монастыря ежегодно отправляли для сборов на Ирбитскую ярмарку; в 1770 установившийся обычай был запрещен Тобольским преосвященным Варлаамом. Учитывая народное почитание С. с., Тобольское епархиальное начальство довольно долго снисходительно относилось к резным изображениям. В Тобольской епархии резные иконы вынесли и поместили в ризницах, заменив иконами, только в конце 1835 и начале 1836 по особому настоянию архиепископа Афанасия. Во многих церквях епархии они остались, сохранялось и их почитание. Показательна история почитаемой резной иконы св. Николая Чудотворца, хранившейся в Никольской часовне с. Самарова. В начале ХХ в. поступило распоряжение Епархиального начальства (очевидно, очередное) передать изображение в ризницу при Тобольском кафедральном соборе. Прихожане ходатайствовали об оставлении иконы в часовне. В 1911 во время поездки епископа Тобольского и Сибирского Евсевия по Тобольскому Северу почитаемая резная икона была ему показана. Прихожане лично просили епископа удовлетворить ходатайство. Евсевий им сообщил, что передал ходатайство в Священный Синод, и заверил в том, что сам просил Синод оставить резную икону св. Николая в самаровской часовне. По описанию антирелигиозного подотдела Государственного Музея Тобольского Севера, в коллекции подотдела числилось 12 больших и 4 малых деревянных скульптуры. Среди них: «Христос в темнице», пророк Моисей, царь Давид, архангел Гавриил; «предстоящие» — Богоматерь и Иоанн Предтеча (4 пары), св. Николай Чудотворец (7 изображений). Атеистические идеологи объясняли С. с. как проявление особой тактики церкви в отношении коренного населения Тобольского Севера: «чтобы сделать для дикарей легче усвояемым и менее резким переход от язычества к христианству» Автор описания отмечал, что некоторые резные изображения св. Николая Чудотворца «исполнены под тип туземца», и настаивал на массовом и целенаправленном распространении С. с. среди коренных народов Западной Сибири. Ввиду крайне слабой выявленности традиции С. с. на территории Тобольского Севера какие-либо обобщения до сих пор так и остаются преждевременными.

Лит.: Журнал Совета Тобольского епархиального православно-церковного Братства // Тобольские епархиальные ведомости. — 1899. № 19; Почитание в Сибири святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского // Тобольские епархиальные ведомости. — 1899. № 23; Телишев М. Краткое описание антирелигиозного подотдела в Государственном музее Тобольского Севера // Бюллетень Общества изучения края при Музее Тобольского Севера. — 1929. № 1—2.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Афанасий, архиепископ
Варлаам
Евсевий
Петр I, император
География
Сопредельные территории/Тюменская обл./Тобольск г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север