Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Сон в представлениях русских старожилов
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Сон в представлениях русских старожилов

Сон в представлениях русских старожилов. С. — одно из ярких явлений бытовой мифологии, актуальной в повседневности. В русской традиции значимо несколько сфер функционального осмысления С.: С. в контексте суточного ритма жизнедеятельности человека; С. как основа магической ориентации в реальности (приметы на сны); С. в практике ритуальных гаданий. По представлениям русских старожилов Тобольского Севера, хороший сон («и рука спит и нога спит») считался первым условием здоровья. Самый здоровый сон — «черный сон» — сон до полуночи (Сургут). Существовали запреты спать днем, особенно весной, и при закате солнца. Если человека начинает клонить в сон не вовремя («сном давит»), это предвещает какое-нибудь несчастье, или даже близкую смерть. Страдающему бессонницей клали под подушку две особые косточки из головы налима или окуня, которые назывались «сон» (Сургут). У сургутских старожилов бытовали заимствованные от ханты представления о природе сновидений: по ночам человеческие глаза уходят и путешествуют; что они видят, то и является содержанием сновидений. Тактика толкования снов у русских старожилов Тобольского Севера соответствует в целом общерусской традиции; в ней отчетливо выделяется три основные стратегии. Во-первых, многие приметы на сны основаны на принципах так называемой этимологической магии — явлении смыслового (семантического) притяжения созвучных слов (независимо от их этимологического родства): подниматься во сне на гору — к горю, спускаться с горы — «с горя», к радости; видеть во сне муку — будет мука, неприятность; видеть коров — «короводство», с кем-нибудь «короводиться». Во-вторых, в толкованиях С. используется принцип метафорической связи, соотносимый с типом имитативной магии (магии подобия): видеть во сне сено — будет с кем-то ссора (сено — шум, ссора — шум); видеть новые сапоги — переселяться в новый дом; если жена увидит, что потеряла головной платок или его снесло с головы ветром — скоро умрет муж (муж — дому голова). В-третьих, значение примет может быть обусловлено глубинной ритуально-мифологической семантикой, то есть связано с мифологической символикой: видеть кого-либо в черной шубе — к досаде или печали (семантика черного цвета); воду черпать — к горю, к слезам (вода — беда); поймать утку — к свадьбе («утица» в народных свадебных песнях — невеста, охотиться на «утицу» — свататься); видеть пароход или лодку — к покойнику (путь по реке как путь в другой мир). Гадания на сон входят в региональной традиции в состав святочной и купальской обрядности. У сургутских старожилов существовала традиция гадать на сон в ночь перед именинами: девушки вешают к образу на волосе кольцо и ждут, что во сне явится суженый.

Лит.: Неклепаев И. Поверья и обычаи Сургутского края // Обряды, обычаи, поверья: Сборник статей. — Тюмень, 1997; Толстой Н. И. Народная этимология и этимологическая магия // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. — М., 1995.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север