Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Эпическая поэзия русских старожилов
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Эпическая поэзия русских старожилов

Эпическая поэзия русских старожилов, жанровая область русского фольклора, объединяющая повествовательные (имеющие сюжет) песенные формы: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, скоморошины. Все жанры эпической поэзии (за исключением скоморошин) имеют в качестве доминантной историко-информативную функцию (подчинены установке на достоверность), то есть являются особой формой народного исторического знания в его разных эпохальных и смысловых вариантах. Скоморошины имеют развлекательный характер и связаны с другими эпическими формами через прием пародийного воспроизведения эпической событийности. Былины (народный термин — «старины») — русская форма героического эпоса. Русский богатырский эпос, как любой героический эпос, формируется на этапе возникновения этнического самосознания. В этом контексте поколение богатырей — это мифологические первопредки русского народа, поэтому эпическая память и эпическое знание обладают сакральным характером. В былинах хранится свод знаний о жизни богатырей, в которой подвиги занимают центральное место, но отнюдь не исчерпывают ее содержание. Историко-информативная функция былин когда-то сочеталась с магической: эпические тексты обеспечивали магическую связь с первопредками этноса. Богатырский эпос является ядром этнического самосознания: люди, считающие своими предками богатырей, суть русские люди. Разрушение былинного историзма (эпический мир как «историзованный миф») привело к возникновению жанра исторических песен, обладающих иным отношением к истории: историческая песня опирается на реальные исторические события и реальные имена, хотя и подвергает их мифологизации и своеобразному «исправлению» с соответствии с законами народного исторического знания. Народные баллады воплощают иной тип эпического знания; их мифологической подоплекой является вторжение враждебных хаотических сил в «этот» мир, а, соответственно, функцией — «исчисление», описание этих «вторжений». Балладная событийность всегда имеет драматический и трагический характер; ее герой — жертва Судьбы (рока). Духовные стихи является формой народного знания Священной истории и соотносимы с системой народных христианских представлений. В отличие от исторических, баллад и духовных стихов былины имеют особое географическое распространение, до сих пор однозначно не объясненное в науке. Эпическая топография (место действия в былинах) — это Киев, Новгород, Чернигов, Ростов (то есть территория Киевской Руси), но былины записывались (начиная с ХVIII в.) только на окраинных территориях России (Русский Север, Урал, Сибирь, Нижнее Поволжье, казачьи регионы). Можно предположить, что в связи с функцией этнической самоидентификации героический эпос сохраняется именно в условиях пограничного существования этноса, где продолжает быть актуальным и напряженным основной эпический конфликт (противостояние «своего» и «чужого» миров). Сибирь является одним из основных регионов распространения эпической поэзии. Бассейн рек Оби и Иртыша — самый обширный за Уралом район бытования эпических произведений, с которого начиналось освоение Сибири и где численность русских была значительной уже в ХVII в. Известный сборник Кирши Данилова, в котором зафиксированы уникальные эпические тексты середины ХVIII в. (среди них 26 былин), сложился на Урале или в Западной Сибири. При этом целенаправленный поиск эпических текстов в бассейнах Оби и Иртыша никогда не проводился; совершенно не записывались русские эпические песни по самой Оби. Лучше представлены в научной традиции южные районы Западной Сибири. Встречаются эпические тексты в материалах по Сибирскому казачьему войску (записи второй половины ХIХ в.). В крестьянских поселениях Западной Сибири эпические произведения записывались в районе Шадринска А. Н. Зыряновым (середина ХIХ в.); в Тавдинском крае П. А. Городцовым начало ХХ в.) и Н. Е. Ончуковым (1926). С 1930-х гг. активная собирательская работа велась в Омском Приртышье (В. А. Василенко, Т. Г. Леонова, Л. В. Новоселова и др. Всего в бассейне Оби и Иртыша зафиксировано 39 сюжетов, представленных 162 записями. Две трети из них — варианты баллад, бытующих и записывающихся и в настоящее время: «Муж жену губил» (41), «Молодец манит девушку в Казань» (23). Среди былинных сюжетов зафиксированы: «Илья Муромец и Святогор» (3), «Скимен-зверь» (1), «Исцеление Ильи Муромца» (3), «Алеша Попович и Змей Тугарин» (1), «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (3), «Михайло Потык» (1), «Илья Муромец и сын» (1), «Отъезд Добрыни» (1), «Добрыня и Алеша» (1), «Илья Муромец и Калин-царь»(1) и несколько других. Среди сюжетов исторических песен интересны несколько вариантов песни о Кострюке (4) и песни, связанные с эпохой освоения Сибири и именем Ермака: «Ермак в казачьем кругу» (1), «Ермак у Ивана Грозного» (1). Собственно Тобольский Север (тем более территория Югории) является «белым пятном» в географии русской эпической поэзии. Очевидно, что казачья среда северно-сибирских острогов (Сургут, Березов, Обдорск) не могла не иметь каких-либо эпических форм, в том числе и былинных. Актуальной задачей современной фольклористики является системный целенаправленный поиск как текстов, так и «внетекстовых» следов эпической традиции в архивных собраниях и живом бытовании, при этом не исключена возможность консервации некоторых элементов русского эпоса в фольклорных традициях обских угров (ср.: Сказки русские).

Лит.: Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока / Сост. Ю. И. Смирнов. Новосибирск, 1991.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Василенко В. А.
Городцов П. А.
Данилов Кирша
Ермак
Зырянов А. Н.
Леонова Т. Г.
Новоселова Л. В.
Ончуков Н. Е.
География
Исторические топонимы/Березово
Топографические ориентиры/Западная Сибирь
Топографические ориентиры/Иртыш р.
Топографические ориентиры/Обь р.
Сургут г.
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Сказки